Промышленные альянсы: Пятерка отважных
ВОСЕМЬ ИЗ ДЕСЯТИ – РОССИЙСКИЕ
Минэкономразвития и Минпромторг в начале лета подписали договоры с десятком автопроизводителей, которые согласились работать по новым условиям. Теперь, видимо, сбудется мечта руководителей страны: к 2020 году 80% всех продаваемых в стране автомобилей будут здесь же изготовлены.
Новые условия мягкими и заманчивыми не назовешь: в обмен на беспошлинный ввоз в РФ компонентов на протяжении восьми лет автопроизводители должны были взять на себя обязательство увеличить свои мощности до 350 тыс. автомобилей, 120 тыс. двигателей и/или коробок передач, открыть в России научно-технический центр. Далеко не все иностранные компании, которые уже имеют в РФ сборочные заводы, приняли такие требования; некоторым, чтобы соответствовать, пришлось создавать консорциумы. В результате на финишную прямую вышли всего шесть компаний или альянсов – в начале нынешнего года они подписали с правительством протоколы о намерениях. До стадии оформления договоров добралось пять.
Консорциумы и альянсы в российском автопроме подписавшие соглашение о промсборке (диаграмма открывается в полный размер по клику):
ОТ НАМЕРЕНИЙ К ДОГОВОРАМ
Итак, в новом режиме предстоит работать альянсу «АВТОВАЗ-Рено-Ниссан», СП «Форд-Соллерс» и «Фольксваген-ГАЗ», компаниям «Дженерал моторс» и ФИАТ. А еще о готовности прийти в Россию заявили более 200 фирм – есть надежда, что у нас появится новая сеть производителей комплектующих.
Понятно, что иностранные концерны были не в восторге от новых условий. Устраивали они разве что альянс «АВТОВАЗ-Рено-Ниссан», в расчете на который новое положение и писалось.
До 2020 года «святая троица» планирует выпускать 1,8–1,9 млн. машин, вписываясь во все требования: есть и мощности, и готовый НТЦ в Тольятти. К франко-японо-российскому консорциуму примкнули завод «ИжАвто» и КамАЗ вместе со своим СП «Мерседес-Бенц Тракс Восток» (Камский автозавод, как и АВТОВАЗ, фактически принадлежит госкорпорации «Ростехнологии»). По тем планам, что начертаны в соглашении с российским правительством, к концу десятилетия в Тольятти, Москве, Санкт-Петербурге и Ижевске будет выпускаться больше 1 млн. «лад», 445 тыс. «рено» и 405 тыс. «ниссанов».
Львиную долю составят, конечно же, бюджетные машины на платформах B0 («Рено-Логан») и «Калина». Однако альянс намерен значительно расширить гамму моделей, собираемых в России, включая топовые. Руководители альянса не скрывают амбициозных планов – завоевать минимум 40% всего рынка новых автомобилей в России и заодно в странах СНГ.
Остальным фирмам выйти на уровень 300 тыс. машин в год непросто. Заводы, конечно, построить можно, но реально ли продать столько автомобилей на растущем и все же довольно ограниченном российском рынке? Пришлось пойти на создание мультибрендовых, часто весьма неожиданных альянсов.
«Соллерс» не сумел договориться с ФИАТом, но нашел нового партнера, возможно более интересного. СП «Форд-Соллерс» обещает выпускать шесть моделей автомобилей на трех площадках, в общей сложности свыше 350 тыс. машин в год. Партнеры разделят поровну акции совместной компании, куда, в свою очередь, войдут заводы во Всеволожске, Набережных Челнах и Елабуге.
Кроме того, на производственной площадке в особой экономической зоне «Алабуга» к 2015 году партнеры планируют построить завод двигателей на 180 тыс. штук в год и штамповочное производство. Всего СП «Форд-Соллерс» будет выпускать шесть моделей «Форда»: «Фокус» и «Мондео» во Всеволожске, «Кугу» и «Эксплорер» в Набережных Челнах и коммерческий «Транзит» в Елабуге; шестая модель – новый компактный седан, название и подробности о котором пока не раскрывают.
Кстати, завязав дружбу с «Фордом», «Соллерс» еще как минимум на три года продлил договор о контрактной сборке автомобилей ФИАТ (пока площади не загружены американскими машинами). А на заводе во Владивостоке продолжат собирать вседорожники «СанЙонг»; со следующего года к ним добавятся полноприводные модели «Тойоты».
«Фольксваген», вложивший в российское производство больше всех (почти 800 млн. евро), долго пытался добиться для себя смягчения требований. Но правительство РФ решило играть со всеми по одним правилам, и германский концерн в конце концов вынужден был с этим согласиться. В результате «Фольксваген» и «Группа ГАЗ» подписали долгосрочное соглашение о контрактной сборке на Горьковском автозаводе 110 тыс. автомобилей в год. Там будет организован полный цикл производства двух моделей «Шкоды» – «Октавии» и «Йети», а также нового седана «Фольксваген-Джетта». Инвестиции в размере 200 млн. евро пойдут на модернизацию цехов ГАЗа и новое оборудование (речь идет о сварочном комплексе). Старт производства первой модели на ГАЗе («Шкода-Йети») по полному циклу намечен на конец 2012 года. Одновременно «Фольксваген» продолжит развитие своего завода в Калуге, сосредоточившись на популярном «Поло Седан».
«Дженерал моторс» очень долго не мог определиться, в какой форме подписывать новое соглашение – то ли войти в альянс, то ли создать СП. В окончательном варианте решил заключать договор самостоятельно. В ближайшие пять лет «Джи-Эм» увеличит производство на собственном заводе в Санкт-Петербурге до 230 тыс. машин в год, а совместное предприятие «Джи-Эм-АВТОВАЗ» в Тольятти добавит к ним еще 120 тыс. – в сумме как раз получается искомое число: 350 000.
Завод в Санкт-Петербурге продолжит сборку моделей «Шевроле» («Каптива», «Круз») и «Опель» («Антара», «Астра»); к 2015 году тут должна прописаться и новая бюджетная модель.
СП «Джи-Эм-АВТОВАЗ» будет выпускать два вседорожника: «Шевроле-Нива» и «Лада 4×4». Через пару лет им предстоит полностью обновиться, для чего в Тольятти откроют свой НТЦ; его филиал появится и на заводе в Санкт-Петербурге.
Кроме того, в Тольятти создадут моторное производство, рассчитанное на 120 тыс. двигателей и трансмиссий ежегодно. Но и это не все! «Дженерал моторс» не отказывается от двух проектов по контрактной сборке. С будущего года на Горьковском автозаводе будут собирать до 30 тыс. малолитражек «Шевроле-Авео» – в режиме промсборки. А в Калининграде, на АВТОТОРе, – целый ряд моделей «Опеля» и «Кадиллака», но уже пользуясь льготами особой экономической зоны. Таким образом, американский концерн может выпускать в РФ почти полмиллиона своих машин!
И совершенно неожиданно в списке отважных остался ФИАТ, хотя многие аналитики были уверены, что итальянский концерн дальше протокола о намерениях не пойдет. Но ФИАТ ухитрился (единственный!) подписать соглашение на прежних условиях. Собственно, для этого итальянцы воспользовались нереализованным соглашением 2008 года о создании дочернего предприятия «Савеко». Но теперь автоконцерн взял на себя «повышенные обязательства» – собирать в год на новом заводе 120 тыс. автомобилей (вместо 25 тыс.).
Известно только, что компания будет производить в Нижнем Новгороде восемь моделей, из которых одна или две – коммерческие, остальные – легковые и вседорожники на платформе «Джипа», ныне контролируемого ФИАТом. Кроме того, там же обещают выпускать и двигатели. Круто! Но пока нет даже проекта завода, и ряд моделей ФИАТ продолжат собирать на предприятиях «Соллерс» (см. выше).
А вот канадская «Магна» с дистанции сошла – видимо, не удалось найти в России свободных партнеров для промсборки. Но, с другой стороны, у нее работают уже несколько заводов комплектующих. Подписаны новые соглашения, работы хватает.
ЧЕГО ХОТЯТ РОССИЯНЕ
Если внимательно просмотреть список моделей, на которые упирают промсборщики, понятно, что формулу любви российского покупателя они давно вывели. Россиянам по душе бюджетные седаны импортного производства. И сегодня такие автомобили составляют основу модельного ряда большинства успешных компаний: «Калина» и В0 («Логан») у альянса «АВТОВАЗ-Рено-Ниссан», «Поло Седан» у «Фольксвагена»… У «Ниссана», «Форда» и «Джи-Эм» подобные модели, судя по всему, на подходе. Еще бы, когда сделаны такие внушительные инвестиции в российские предприятия, надо бороться за рынок! На котором, к слову, хватает и других игроков, в первую очередь корейских. У концерна «Хёндай-КИА» срок действия прежнего соглашения о промсборке истекает нескоро, а в арсенале уже есть могучее бюджетное оружие «Хёндай-Солярис». И новый «КИА-Рио» на подходе.