Евразийский путь
АКТУАЛЬНО
/ЭКСПЕДИЦИЯ
ЕВРАЗИЙСКИЙ ПУТЬ
ХОЧЕТСЯ ПРОВОДИТЬ XX ВЕК ТАК, ЧТОБЫ
В НАСТУПИВШЕМ XXI ДОЛГО ЕЩЕ ЭХО РАЗДАВАЛОСЬ. ТАКОЙ РУБЕЖ СЕРЬЕЗНЫЙ
ТЕКСТ / ЕЛЕНА ВАРШАВСКАЯ
ФОТО / АЛЕКСАНДР БАТЫРУ
Приходят философские мысли: что ждет нас в наступившем тысячелетии, каков путь России в будущее? Вечный спор - Европа мы или Азия? Когда-то он означал выбор между цивилизацией и дикостью. Сейчас, когда Азия перестала быть синонимом отсталости, а страны Востока обгоняют в своем развитии Старый, да и Новый Свет - это просто выбор.
Хотя, собственно, почему или-или? Может быть, действительно, наша страна уникальна тем, что она - между. Граница Европы с Азией недаром проходит через нас: Россия соединила две части света, вобрала и перемешала в себе черты разных цивилизаций, культур, мировоззрений. И если выбирать что-то символом державы, то, наверное, Урал. Этот шов между Европой и Азией, перерезавший (скрепивший?) континент и Россию.
Но прочь философствования! Перерезавший-скрепивший, предназначение, выбор пути... Все проще. Не путь, а дорога. Именно она, не замечая границ, соединяет нас всех, как и автомобили, бегущие по ней. Человек за рулем - вот объединяющее начало!
По стыку Европы и Азии, от степей Оренбуржья до Полярного Урала, зимой, на автомобилях - как раз то самое "эдакое", что достойно завершит XX век и откроет автомобильную жизнь нового столетия!
АВТОМОБИЛЬНЫЕ - МОБИЛЬНЫЕ
Любимое редакционное выражение: с бензином в крови. Кому-то такой коктейльчик покажется странным, но именно он - характеристика человека, готового сорваться хоть на край света, лишь бы на автомобиле, человека, влюбленного в технику, сросшегося с машиной - кентавра современности. И это - лучшая рекомендация.
Скептики предрекали провал. Ведь за поддержкой мы обратились к отечественным автозаводам (уж свой путь, так свой!), попросив предоставить для участия в акции новые полноприводные модели. Зачем предприятиям такая головная боль: готовить машины, отрывать от работы людей на три недели, тащиться неизвестно куда? И ладно бы ради рекламы... Но какая тут реклама, когда участвуют все конкуренты!
Российские автозаводы посрамили скептиков. АвтоВАЗ, ГАЗ, УАЗ и "Ижмашавто" без всяких уговоров (точно знали заранее!) согласились отправить в путь свои автомобили. Причем самые последние разработки. Впрочем, может быть, именно в этом и объяснение? К началу столетия большинству отечественных автомобилестроителей есть что показать. Наш автопром не просто живет, он стремится к развитию, создает новые модели, видит перспективы.
Тем же, кто, прочитав эти строки, недоверчиво усмехнулся, откроем секрет: предложили мы участвовать одной ну очень именитой фирме, мировому производителю, заинтересованному в российском рынке. Там подумали-подумали, согласились было, а потом... отказались! Знать, бедновата кровь бензинчиком.
А вот УралАЗ не просто согласился - сам предложил свою машину: дорога-то тяжелая, по зимникам, вдали от жилья. Мало ли что! А с "Уралом" не пропадешь, в снегу не увязнешь.
Итак, в дорогу отправились шесть отечественных вседорожных новинок. Постойте, погодите искать ошибку в счете. Кроме уже перечисленных автомобилей, в нашу команду вошел "КИА-Спортидж" - модель калининградского сборочного предприятия АО "Автотор". Тоже, можно сказать, наша машина.
На Урал!
ДОРОГИ ТРУДНЫ,
НО ХУЖЕ БЕЗ ДОРОГ
Скоро сказка сказывается. А дело... Ну нет у нас дорог вдоль Урала - и все тут! Причем, как выяснилось, не хватает каких-нибудь сотни-другой километров между Красновишерском и Троицко-Печерском. А крюк - под тысячу километров, через Сыктывкар! От Ухты до Печоры еще интереснее. Какие-то зимники - ведомственные, принадлежат лесникам да нефтяникам, какие-то - федеральные. Каждый за свой кусок дороги отвечает, а что там за дорога... Карты, сами знаете, не врут, так преувеличивают. Лучше не на них рассчитывать, а на язык. Хотя... До Киева он, может, и доведет. А вот до Усинска... Нет, тут нужны спецы, чтобы дороги как свои пять пальцев знали. Федеральная дорожная служба!
Росавтодор: он прокладывает дороги, эксплуатирует их. Он согласился нам помочь. И не просто помочь - организовать прохождение самого сложного участка пути - от Сыктывкара до Усинска и от Усинска до поселка Харьягинский, что за Полярным кругом. Около 1200 км дороги! Всего же маршрут растянулся почти на четыре тысячи верст.
Росавтодор подошел к задаче творчески. Не только проложил маршрут, но и рассчитал, где остановиться на ночлег, где посмотреть достопримечательности. Ведь цель у нас - пробег не ради километров, а ради того, чтобы посмотреть страну, людей и их жизнь; показать жителям Урала новую технику; пообщаться с друзьями-единомышленниками. Многих наших читателей, авторов мы знаем лишь заочно - по письмам. А здесь возможность познакомиться лично с ними, с другими автомобилистами региона, расширить круг общения.
Поэтому мы назвали наш автопробег экспедицией и дали ей имя "Евразийский путь-2000".
ХОРОШИ ОРЕНБУРГСКИЕ СТЕПИ
Это только кажется, что где-то далеко жизнь не такая и неизвестно, есть ли она вообще. Оренбург - совсем рядом, хотя теперь это центр пограничной области. И еще здесь начинается российская граница между Европой и Азией. Как оказалось, очень автомобильный город Оренбург! Здесь есть автоклуб "Ретро", автомобильная передача "Поехали!" на местном радио, автомобильная страничка в еженедельнике... И областная администрация, готовая прийти на помощь.
Когда-то через здешние места проходил Великий шелковый путь. Здесь, на рубежах России, была одна из крупнейших товарных бирж. Из казахских степей пригоняли сотни тысяч голов скота, купцы из Центральной России свозили разнообразные товары - и город превращался в громадный базар. Караван-сарай, меновой двор, мечети, церкви, разноязычная речь - все смешалось в Оренбурге! Казачья вольница, пугачевщина - они, наверное, определили свободолюбивый характер местных жителей.
Впрочем, приятно удивило: ездят оренбуржцы аккуратно и уступают дорогу пешеходам на переходах.
29 ноября, утром, на высоком берегу Урала, на знаменитой Беловке у памятника Чкалову, началась наша экспедиция. Жители города рассматривали машины, участников пробега приветствовали главный редактор журнала "За рулем" и зам. главы администрации Оренбургской области В. Миркитанов.
На старт! Завести моторы! В воздух взвились сигнальные ракеты - и колонна автомобилей двинулась вперед, навстречу неизвестности.
Сначала - в Саракташ, славящийся своими мастерицами-пуховязальщицами (помните песню "Оренбургский пуховый платок"?). А из новейшей истории поселка - крупнейшая в области православная обитель милосердия, возникшая десять лет назад с помощью Божьей и энтузиаста (можно ли так о священнослужителе?), настоятеля отца Николая, своими руками отстроившего здесь гимназию, приют для детей-сирот, пожилых людей, два храма, колокольню...
Из достопримечательностей последних лет - декорации к фильму "Русский бунт", построенные на живописном берегу Самары. И пусть дома и церкви на холме возле Саракташа вовсе не похожи на оренбургские - они бревенчатые, так строят на русском Севере, но никак не в степи. И пусть вместо пушек - бревна, а избы - просто стены без собственно домов внутри. Все равно это место прославилось в округе, а главное - здесь такие дорожки, прыгающие по холмам и оврагам. Вот и первое испытание для нашей техники! УАЗы, "нивы", "Соболь", "Спортидж" и "Ода" карабкались на горку, съезжали под уклон, а местные жители смотрели на это шоу.
Пока рано говорить, как поведут себя разные автомобили на непростом маршруте. Об этом - в следующем номере.
А экспедиция движется дальше: в Миасс, Екатеринбург - и на Север. Но уже ясно: в регионах, где проходит наш путь, ждут новую технику, с радостью встречают интересные отечественные автомобили и журнал "За рулем".
Впереди - Уральские горы.
Мы признательны спонсорам, благодаря помощи которых наша экспедиция состоялась.
Генеральному спонсору - фирме "Автоаудиоцентр", продвигающей на российском рынке автомобильную аудиотехнику марки "Урал".
Спонсорам: немецкой компании "Ликви Моли - масла, присадки, автокосметика"; фирме "Дафми" - тормозные колодки и "БелМаг" - изготовитель шаровых опор.
Наш соорганизатор - Росавтодор. Автомобили и участники экспедиции застрахованы в компании "Содружество "За рулем". Отдельное спасибо администрации Оренбургской области, проявившей понимание и гостеприимство, ГИБДД России.