Пьяный за рулем: полоса препятствий
Среди самых комичных роликов, которые можно найти в Сети, – протокольные видеозаписи американских патрулей, заставляющих не вполне трезвых водителей пройти процедуру испытания на адекватность. Однако, отсмеявшись, задумаемся. Ведь провалить эти тесты может и вполне трезвый. И вообще, зачем нужны эти испытания? Неужели им там не хватает заветной трубочки – орудия труда российского гаишника?
Оказывается, нет. Данных одного лишь алкотестера недостаточно, чтобы доказать факт опьянения. Нам хорошо известно, что на показания этого прибора способен повлиять банальный кефир или квас, не говоря уже о спиртосодержащих освежителях дыхания. И если у нас на это махнули рукой, то в стране, где один неправильно употребленный артикль в полицейском протоколе может обеспечить невиновность, к этому подходят очень серьезно.
Вся процедура проверки четко стандартизирована, за счет чего точность идентификации опьянения во время так называемых полевых тестов на трезвость (field sobriety tests) достигает 90%. Их суть сводится к определению психофизического состояния водителя путем разделения его внимания для решения задач ментального и физического характера. Например – ходить и считать. Исследования показали, что человек под воздействием алкоголя не способен сконцентрироваться на двух подобных задачах одновременно.
В то же время слишком сложные процедуры напрямую влияют на точность результатов. И тогда невиновный окажется наказан, а преступник избежит ответственности. Этой проблемой озаботилась Национальная администрация дорожной безопасности, которая совместно с Южно-Калифорнийским исследовательским институтом в 1975–1981 годах исследовала многочисленные методики полевых тестов. В итоге был создан комплекс из трех различных заданий, утвержденный в начале 1990-х и рекомендованный для использования Международной ассоциацией шефов полиции.
Первое задание – тесты на координацию движений: она в первую очередь страдает от воздействия алкоголя. Например, заставят пройти по прямой узкой линии (обычно используется разметка) малыми шажками от пятки к носку. При этом надо считать в такт шагам или вспомнить вслух алфавит в произвольном (как правило, обратном) порядке. Далее следует поворот по команде. Стоит начать балансировать руками, сойти с линии, повернуть не в ту сторону, сбиться со счета или перепутать буквы – вместо теста придется сдать права.
Второе – стойка на одной ноге, в образе цапли надо пробыть 30 секунд. Непроизвольные движения – подрагивания, попытки удержать равновесие руками или подключить свободную ногу – не укроются от взгляда полисмена, натасканного 16-часовым курсом с двумя практикумами и сложным экзаменом на выходе.
Однако и на старуху бывает проруха: говорят, некоторым опытным закладывателям за воротник удается пройти эти тесты без сучка и задоринки даже в сильном подпитии. Подловить таких поможет последнее испытание – тест на горизонтальный нистагм. Подопытный должен взглядом отслеживать предмет в руках полицейского из одного крайнего положения в другое. Возможно, благодаря этому тесту, появилось выражение «ни в одном глазу» как синоним трезвости: мол, если пьян, глаза все выдадут. Например, запаздывания при медленном слежении, мелкие скачки при крайнем отведении глазного яблока и прочие симптомы. Этот офтальмологический экзерсис с завидной точностью выводит выпившего на чистую воду и зачастую позволяет выявить даже незначительное содержание алкоголя – до 0,01 г/100 мл.
В некоторых штатах практикуют более сложные испытания, например пробы Ромберга. Несчастный в позе «ноги вместе, руки разведены, голова откинута, глаза закрыты» должен дотронуться одним пальцем или несколькими поочередно до кончика носа или простоять навытяжку 30 секунд. Расчет прост: «расслабленный» водитель не сможет долго стоять прямо, перепутает руки или промахнется мимо носа. Однако есть нюансы. Иные патологические нарушения вестибулярного аппарата не позволят многим людям пройти этот тест и на трезвую голову. Как результат – обжалование обвинения.
В Америке все процедуры, которым подвергаются водители, остановленные патрулем, в обязательном порядке записываются несколькими бортовыми камерами. Это относится и к тестам на состояние опьянения. Все видеофайлы направляются в суд в качестве основного доказательства. Тест психофизического состояния водителя – неотъемлемая часть освидетельствования, в которое входит также проверка алкотестером или анализ крови на алкоголь (сами по себе они являются необходимым, но недостаточным доказательством в американском суде).
Что же дает эта система? Как ни странно, прозрачность привлечения к ответственности. Аргументы в пользу расширения процедур, определяющих состояние водителя, очевидны. Каким бы хорошим специалистом полицейский ни был, он не заменит медицинского консилиума.
Задача дорожных стражей – лишь дать свое профессиональное экспертное заключение, полное и грамотно составленное, а в нюансах будет разбираться суд, который, в свою очередь, предпочтет отпустить водителя за недостатком доказательств, дабы не рассматривать на следующий день встречный иск к администрации штата.