Перспективы для заволжья
КОМПАНИИ И РЫНКИ
ПЕРСПЕКТИВЫ ДЛЯ ЗАВОЛЖЬЯ
КАК ИХ ВИДЯТ МОТОРОСТРОИТЕЛИ
ТЕКСТ / ДМИТРИЙ ЛЕОНТЬЕВ
В конце ноября 2000 года Заволжский моторный завод первым из российских моторостроителей сертифицировал свою систему качества на соответствие международному стандарту ISO 9000. Что теперь - мы получили превосходные двигатели? Не совсем так... Для действительно хорошего мотора нужно покупать за границей гидротолкатели, гидронатяжители, генератор, стартер, катушку зажигания, поршневые кольца. Российские поставщики этих деталей бывает халтурят. Однако отказаться от них нельзя (по финансовым соображениям), поэтому на ЗМЗ изучают возможность закупать в Европе хотя бы пять-шесть видов комплектующих.
Чтобы улучшить качество, неплохо бы разнообразить узкий покуда круг покупателей (исключительно российских). Правда, масштабный экспорт двигателей по понятным причинам пока невозможен. Однако вполне реально продавать их в те страны, где собирают наши же автомобили - например, на Украину. Интересно, что вслед за ГАЗом Заволжский моторный начал не просто экспортировать туда свою продукцию, но и размещать там производство (сборка двигателей ЗМЗ в Киеве, на авторемонтном заводе, и в Харькове на фирме "Техком"). Ведутся также переговоры о сборке моторов и с белорусской фирмой "Агромашзапчасть".
Повышение качества, считают на ЗМЗ, неотделимо от сотрудничества с другими отечественными предприятиями. Сообща легче решать любые проблемы: искать инвесторов, аккумулировать средства для закупки добротных комплектующих. Именно поэтому между ЗМЗ и Ярославским моторным был подписан договор о совместной разработке четырехцилиндрового дизеля ("516-го"). В Заволжье изготовляют алюминиевые отливки и берут на себя механическую обработку. Ярославль должен поставлять чугунное и стальное литье. Часть этих моторов будет собирать Ярославль для ЗИЛа, другую - ЗМЗ для ПАЗа и ГАЗа.
Итак, сертификация, кооперация и расширение рынков сбыта. Это рецепты не только для ЗМЗ, но и для других крупных российских заводов.
От редакции. В разделе "Колесо" (ЗР, 2000, № 6) было напечатано сообщение о раскрытии крупных хищений на ЗМЗ. К сожалению, в текст вкралась досадная ошибка: начальник отдела оборудования ЗМЗ к этому уголовному делу никакого отношения не имеет. Приносим ему извинения.
Динамика выпуска двигателей модели 406.10.