Черный день календаря
РЫНОК
/КАЛЬКУЛЯТОР
ЧЕРНЫЙ ДЕНЬ КАЛЕНДАРЯ
СКОЛЬКО СТОИТ САМЫЙ НЕПРИЯТНЫЙ И ДОРОГОЙ РЕМОНТ - КУЗОВНОЙ?
ТЕКСТ / МАКСИМ САЧКОВ
Морозное утро, на дорогах тонкая пленочка льда, водители судорожно давят на педали. В такие дни у жестянщиков профессиональный праздник. Правда, на него специально никого не приглашают - сюда попадают сами по себе. Наш калькулятор решил прикинуть, по скольку скидываются на "подарки" мастерам кузовных дел.
ПОКУПАЕМ
Цены на распространенные кузовные детали приведены в табл. 1. Чтобы владельцы не названных в таблице отечественных машин могли лучше ориентироваться на рынке, сделаем кое-какие оговорки. "Железо" для всех заднеприводных вазовских моделей стоит примерно одинаково. В одном ценовом диапазоне кузовные детали для "самар", "нив" и VAZ 2115. Лишь отдельные позиции выбиваются из этого ряда. Скажем, капот для "Нивы" оценивают почти в два раза дороже "девяточного". А вот в самом состоятельном семействе VAZ 2110 цены по моделям практически не отличаются.
Поражают возможности владельцев вазовских редкостей, если учесть, что цены на оригинальные детали нестандартных "нив" и "надежд" не просто договорные, а прямо-таки космические. К тому же этот эксклюзив найдешь далеко не на всех рынках. Чуть лучше положение с новым джипом из Ульяновска: некоторые запчасти к нему в магазинах встречаются, но о стоимости и здесь лучше говорить шепотом (капот на UAZ 3160 обойдется почти в 6000 рублей).
По непонятным причинам левые (имеется в виду сторона) крылья и двери на ВАЗы и переднеприводные "москвичи" дороже правых (иногда в полтора-два раза). Наверное, водители предпочитают подставлять свой бок, оберегая пассажирский. Но почему это предположение не применимо к другим моделям?
Кроме "железа", в список расхожих запчастей могут войти и другие детали: светотехника, радиатор, подкрылки, а после крупной аварии - элементы подвески, колеса и прочее. Составляя калькуляцию, не забудьте о них.
ЭКОНОМИМ
Порой достаточно поменять не целиком дверь, а лишь ее лицевую часть. Если для VAZ 2106 дверь в сборе стоит около 800 рублей, то наружная панель не более 150. Чувствуете разницу? Часто можно договориться с продавцом и купить, допустим, только часть боковины: если не половину, то уж 30-40% от стоимости полноценной детали сэкономите. Иногда нет смысла менять бампер в сборе - хватит замены основной части без кронштейнов и накладок. Цена его в такой комплектации почти вполовину меньше.
Все это в значительной мере относится и к другим деталям. После незначительных ударов обычно удается реанимировать пострадавшую светотехнику. В фаре достаточно поменять стекло - вместе с тюбиком клея-герметика операция обойдется в 3-5 раз дешевле новой детали. В зависимости от конструкции фонаря можно отделаться покупкой рассеивателя или корпуса - это двойная и даже тройная экономия.
Ну что ж - первые неприятные расходы после аварии позади. Подведем черту и отправимся с купленными деталями в автосервис.
РЕМОНТИРУЕМ
В табл. 2 приведены ориентировочные цены на кузовные работы в московском сервисе. В провинции расценки заметно, иногда в два-три раза, ниже. Впрочем, там и другой подход к ремонту. Но об этом чуть позже. В первой колонке - стоимость услуг частных мастеров, работающих в гаражах, во второй - прайс-лист официальных фирм, занимающихся "жестянкой". Дорогие автосервисы, обслуживающие иномарки, в таблицу не вошли. Даже состоятельный владелец отечественной машины редко нанесет туда визит.
В общем-то почти любой автомобиль подлежит восстановлению - вопрос в цене. Профессиональные жестянщики в первопрестольной и некоторых крупных городах оценивают свой труд недешево. Если время на выстукивание или вытягивание детали дороже ее стоимости и замены, "железо" меняют. Есть, правда, исключение - если автомобиль свежий, мастера рекомендуют немного переплатить за ремонт и выправить "родные" детали. Заводские крылья или двери сопротивляются коррозии дольше покупных.
В провинции - свой подход. Рабочая сила недорогая, цены на запчасти московские, поэтому практически любую "жесть" дешевле ремонтировать. Кстати, некоторые жители мегаполиса предпочитают чинить машину за городом - ненакладно и качество сносное.
Среди автолюбителей бытует мнение: если поврежден лонжерон, автомобиль на списание. Это не всегда верно. Если деталь пострадала несильно, ее можно восстановить, не опасаясь неприятных последствий. А вот когда в результате удара лонжерон действительно изуродован - выгоднее менять кузов или продавать автомобиль по частям. В большинстве случаев деформируются пол или крыша, и даже опытный мастер со специальным оборудованием вряд ли точно восстановит первоначальную геометрию.
Между тем кузов с иголочки, который принято называть "голым", с доставкой, установкой в автосервисе, оформлением в ГИБДД обойдется примерно в полцены нового автомобиля. Можно, конечно, выполнить работу самостоятельно и сэкономить кругленькую сумму (около тысячи долларов), но как без справки СТО поставить машину на учет? Вероятно, "нелегально" кто-то сможет это сделать, но калькулятор не просчитывает противозаконные операции.
КРАСИМ
Единственное утешение для владельца новой, но уже битой машины - не надо подбирать краску. Бумажка на кузове укажет номер и название эмали, и хозяину остается только ее купить. Чтобы "облить" несколько кузовных деталей, обычно хватает килограммовой банки. В зависимости от цвета и фирмы-изготовителя стоимость колеблется от 100-150 рублей за ярославскую МЛ до 10-20 долларов за импортные эмали. Вполовину дешевле стоит грунтовка; общая палитра расходов будет неполной без растворителя за 40-150 рублей.
Хуже тому, чей автомобиль уже успел выгореть на солнышке и побледнеть от многочисленных моек. Краску придется подбирать. Некоторые мастера в гаражах наделены редким даром: смешивая несколько эмалей, они получают нужный оттенок. Если найдете такого умельца, расходный материал обойдется чуть дороже "родной" краски в магазине. Если нет - придется обращаться за помощью к компьютеру. Этот подберет любой цвет, но рублем не отделаетесь. Килограмм акриловой краски компьютер приготовит за 50-80 долларов, эмали с металлическим блеском - 100-130.
Остается сложить все расходы и... А куда девался калькулятор? Вот негодник - опять халтурит! Подсчитывает убытки владельцу "девятки" с разбитым передком. Ну-ка, что у него получилось?
* * *
От аварии никто не застрахован, и если она, не дай бог, случилась, важно быстро сориентироваться: сколько запросить с виновника или отдать за ремонт чужого автомобиля. Желаем вам как можно реже пользоваться этой функцией калькулятора.
И в заключение о погоде. Завтра снег, на дорогах местами гололедица. Водители, будьте внимательны: опять день жестянщика...
ЗАТРАТЫ ВЛАДЕЛЬЦА "ДЕВЯТКИ" НА РЕМОНТ И ЗАПЧАСТИ, руб.
Новые детали: крыло - 700, капот - 1300, бампер - 1600, фара - 700, решетка радиатора - 70, радиатор - 860. Всего: 5230.
Расходные материалы: краска на заказ (1 кг) + растворитель - 2000, грунтовка (1 кг) - 200, "Тосол" (5 л) - 80. Всего: 2280.
Работа: замена крыла - 200, замена капота - 200, ремонт брызговика - 1500, ремонт рамки радиатора - 600, покраска четырех деталей - 3000, установка остальных деталей - 700. Всего: 6200.
Итого: 13 710 рублей
ТАБЛИЦА 2. ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ
СТОИМОСТЬ КУЗОВНЫХ
И МАЛЯРНЫХ РАБОТ В МОСКВЕ, руб.
Операция Гараж Фирменный сервис
Снять/поставить
сварную деталь 1000 2000
Снять/поставить
деталь на болтах 200 450
Рихтовка одной детали от 200 от 300
Покраска одной детали
(без стоимости краски) 800 1500