Путевки в жиз
ТЕХНИКА
/АВТОБУС
ПУТЕВКИ В ЖИЗНЬ
МОЛОДОЙ СПЕЦИАЛИСТ 15/136/228, ИЩЕТ РАБОТУ
ТЕКСТ / АНТОН ЧУЙКИН, СЕРГЕЙ КАНУННИКОВ
ФОТО / АНТОН ЧУЙКИН
"Ответ" минчанам - столь же длинный и тоже трехосный "Волжанин" - пока существует в единственном экземпляре. Конструкция - оригинальный кузов на шасси "Скания" - и технология производства, примерно такая же, как у МАЗа, позволяют приступить к выпуску, как только появятся заказы. Задание, которое получила первая машина, - демонстрация возможностей завода в Волжском и мониторинг рынка. То бишь поиски работы для автобуса, который в полтора раза вместительнее одинарного и во столько же дешевле сочлененного.
ПУТЕВКА № 1. ПОДМОСКОВЬЕ: СТАНЦИЯ МЕТРО "ТЕПЛЫЙ СТАН" - ВОРОНОВО
В нынешнем своем виде 136-местный "Волжанин" идеален для доставки дачников к фазендам (недаром на заводе его прозвали электричкой). Сравнительно небольшие накопители, высокий подъем от задней двери - не помеха на длинном пригородном плече. Распугав "газели", желтый вагон заберет с конечной всех, кто томился в очереди, - еще и место останется.
Плавно вырулив на проспект, "Волжанин" в считанные минуты покидает столицу и вырывается на оперативный простор. Мощный двигатель и пятиступенчатый "автомат" позволяют, не напрягаясь, держаться в левом ряду. Вот только на заднем сиденье шумновато. Двигатель стоит изолировать поплотнее, особенно для дальних поездок.
ПУТЕВКА № 2. ТОЛЬЯТТИ: ЦЕНТРАЛЬНЫЙ РАЙОН - АВТОВАЗ
В новых просторных городах с мощными пассажиропотоками, но, увы, невеликими бюджетами подобные машины могут прийти на смену дряхлеющим гармошкам "икарусов". Не всякий "миллионник" обзавелся метрополитеном: пустим желтые автобусы в режиме голубых вагонов! Интервал - 3-5 минут, только... "Волжанину" надо измениться. Современный городской автобус должен быть низкопольным: от земли 360 мм, одна ступенька - и пассажир в салоне. Увы, такие шасси дороговаты, и "Волжанин" сегодня трехуровневый: в средней части пол низкий, в передней - повыше, назад из салона ведет наклонный пандус в 6°, а с земли - три ступени. Ну, сзади-то всегда будет подъем, иначе автобус придется строить без двигателя, а вот спереди можно поставить портальный мост, перенести часть агрегатов из-под пола под крышу... Заводчане уверяют, что готовы к такой работе.
Дорого? Тогда программа-минимум: перепланировка салона. Половину сидений долой, расширяем площадки против дверей, отделяем водителя и его половинку двери от салона. И хорошо бы сделать шоферское кресло поворотным: подвеска прижимает порожнее сиденье к рулю. Обязательно - ремни или дополнительные ручки на высоких поручнях; неплохо бы поярче осветить ступени (снизу, например) и выкрасить их желтым.
Эти мелочи осталось приложить к очень динамичной и маневренной машине. "Электричка" вписывается в 25-метровый круг, вычерченный для коротких машин; передние колеса поворачиваются на 55°!
ПУТЕВКА № 3.
АЭРОПОРТ ВОЛГОГРАДА:
ПЕРРОН - ТРАП ТУ-134
Наш герой как будто родился с мечтой работать в паре с самолетом на просторном летном поле. Убрать из салона сиденья, оставив лишь задний ряд над мотором, на арках колес огородить площадки для багажа, обязательно изолировать место водителя. Теперь двумя "волжанами" можно подвезти пассажиров с ручной кладью даже к большому лайнеру вроде Ил-96. Конечно, для аэродромной версии, как и городской, низкопольный вариант предпочтительней. Но небогатые российские аэропорты и неизбалованные пассажиры обрадуются и нынешней машине.
Тем более, что на недлинных маршрутах по гладкому бетону импортному шасси и оцинкованному кузову можно давать гарантию куда большую, чем один год (10 лет от сквозной коррозии) у нынешних "волжан".
ПУТЕВКА В ЖИЗНЬ
Сегодня у "Волжанина" нет даже собственного индекса, это пока удачная концепция. Маркетологи прикинули цену: 125 тысяч долларов (на ином шасси, не исключено - оригинальном, автобус может стать дешевле).
Молод, с неплохими данными, из хорошей семьи - ну, не может он остаться без работы.
АВТОБУСНОЕ АТЕЛЬЕ
В 1993 году в Волжском, на площадке "Автоколонны 1732" затеяли сборку ЛиАЗ-5256. В 1999-м начали серийное производство собственных машин: в их разработке помогал немецкий МАН. В 2001-м из ворот завода вышли около 200 "волжан" - городских 5270, пригородных 52701 и междугородных 52702. "Конек" предприятия - долговечность и надежность автобусов, занимающих ценовую нишу между отечественными и импортными машинами. Всех "волжан" комплектуют мостами РАБА, обшивают стальными листами с двусторонней оцинковкой, грунтуют и красят по технологии "Сиккенс". Выйдя из сборочного цеха, каждый автобус отправляется в испытательный пробег, затем на линию инструментального контроля, потом, если необходимо, на доводку.
Относительно небольшой завод работает по индивидуальным заказам. Покупатель выбирает компоновку салона, число и размер дверей, окраску машины (можно заказать даже металлик), двигатели - ЯМЗ-236НЕ5, МАН или "Катерпиллер", разнообразное дополнительное оборудование.
В ближайших планах - освоение "Волжанина-5268", междугородной туристической модели с багажниками объемом 6 мз, и восьмиметрового 44-местного "Волжанина-3290". Последняя новинка - 15-метровый городской "Волжанин-15м" должен стать родоначальником еще одного семейства.
ОБЩИЕ ДАННЫЕ: число мест для сидения - 44+1, общее - 136; полная масса - 25 500 кг; максимальная скорость - 100 км/ч; запас топлива - 310 л. РАЗМЕРЫ, мм: длина - 14 950; ширина - 2470; высота - 3150; база - 7380+1300. ДВИГАТЕЛЬ: "Скания-DSС915", шестицилиндровый, дизельный, с турбонаддувом, расположен сзади продольно; рабочий объем - 9 л; мощность - 228 кВт/310 л. с. ТРАНСМИССИЯ: привод на среднюю ось; коробка передач - ZF-5НР600, автоматическая пятиступенчатая. ТОРМОЗА: передние - дисковые, задние - барабанные, с АБС "Вабко".
"ВОЛЖАНИН-15м"