ИЖ 2126 4х4. "ОДА" ДЛЯ ЛЮБЫХ ДОРОГ
ТЕХНИКА
/В СЕРИЮ
"ОДА" ДЛЯ ЛЮБЫХ ДОРОГ
РОССИЙСКИЙ ЛЕГКОВОЙ ПОЛНОПРИВОДНИК - НА ИСПЫТАНИЯХ В РЕДАКЦИИ
ТЕКСТ / ВАДИМ КРЮЧКОВ
ФОТО / ГЕОРГИЙ САДКОВ
Дождались! В нынешнем году Ижевский автозавод наконец-то начнет серийный выпуск полноприводников на базе "Оды". Тех самых российских 4х4, что должны занять пустующую нишу между доступными легковыми типа вазовской "классики" или той же "Оды" и вседорожником "Нива". Причем речь идет не только о проходимости, грузоподъемности, комфорте, управляемости, простоте обслуживания и прочих потребительских качествах, но и о цене машины. Конкретную цифру просили не называть - это пока коммерческая тайна. Но уверяю, цена новинки всех приятно удивит и, быть может, заставит задуматься - брать ли "Оду" 4х4 или подкопить на тольяттинскую... Все, молчу, молчу.
Сейчас ижевские полноприводники проходят сертификационный цикл. Мы рады сообщить читателям, что не отстали от жизни и начинаем свои, потребительские испытания новинки. Да, да, в редакции появился предсерийный экземпляр "Оды" 4х4. Такие или почти такие же автомобили вскоре будут продаваться в автосалонах. Тесты, пробеги, сравнения, оценки управляемости и проходимости - все это у нашего "ижачка" впереди. Сегодня давайте поговорим о его начинке. Ведь внутреннее содержание незатейливой внешне машинки весьма любопытно.
Редакция стала обладателем автомобиля в спартанской комплектации, с карбюраторным двигателем VAZ 2106 и 13-дюймовыми колесами. Зато трансмиссия - самый свежий и, похоже, окончательный вариант. Выходит, существовали и другие? Совершенно верно. Разработкой и мелкосерийным производством полноприводных "орбит" ижевцы занимаются давно (первые 4х4 появились на дорогах еще в 1995 году). Так что времени для проверки тех или иных технических решений у них было предостаточно. Тем, кому интересна история создания полноприводного Izh 2126, рекомендуем посмотреть "нашу справку". Остальным сообщим, что конструкторы опробовали разные схемы компоновки: устанавливали силовые агрегаты продольно и поперечно (!), делали заднюю подвеску независимой или оставляли штатный задний мост, использовали "нивовскую" раздаточную коробку, а потом сделали свою, оригинальную. В результате появилась несложная полноприводная трансмиссия, пригодная для массового производства.
Пройдемся вдоль нее с кормы автомобиля до его носа. Задний мост - "родной" от фургона Izh 2717 с передаточным числом главной передачи 4,22. Карданный вал связывает его с раздаточной коробкой. Последняя - собственная разработка ижевских конструкторов, причем весьма самобытная. Здесь не обойтись без сравнения с аналогичным узлом "Нивы". Так вот, в отличие от нее, в кабине "Оды" нет рычагов управления трансмиссией - понижающая передача в "раздатке" отсутствует, нет и ручного управления межосевой блокировкой. Это делается автоматически - внутри очень компактной раздаточной коробки нашлось место дифференциалу повышенного трения "Квайф", который заведует распределением крутящего момента по осям.
Еще одно отличие - отказ от "нивовской" схемы связи "раздатки" с коробкой передач и, как следствие, преодоление ее недостатков. У "Оды" обе коробки объединены. Такая конструкция обеспечивает необходимую жесткость и соосность валов. Заодно избавились от шарнира равных угловых скоростей, оставив лишь эластичную муфту и короткий промежуточный вал. Плюсы такого решения - высокая надежность, способность передавать больший крутящий момент, пониженный шум и вибрации. Кстати, передаточные числа усиленной коробки передач омского производства изменены под полноприводную модификацию "Оды": первая, вторая, третья и пятая "короче", чем у легкового Izh 2126 (см. табл.). Это позволило разгрузить сцепление и улучшить тяговые возможности автомобиля.
От "раздатки" к передку тянется еще один карданный вал. Дальше - закрепленный на подрамнике редуктор VAZ 2121, от которого через "нивовские" же приводы с наружными шарнирами равных угловых скоростей VAZ 2108 крутящий момент передается на передние колеса. Вот, собственно, и вся трансмиссия. Остается добавить, что она хорошо адаптирована именно к "Оде". Для вживления полного привода в легковой автомобиль потребовался минимум переделок. Даже передний подрамник крепится к лонжеронам в точках монтажа штатной поперечной балки.
Как же ездит "Ода" 4х4? Очень неплохо: на асфальте - почти легковушка, на проселке - почти вседорожник. Временами ижевский полноприводник даже вызывает чувство вседозволенности. Подробно об особенностях поведения машины на дорогах с различным покрытием мы расскажем в следующих публикациях. А пока предлагаем сравнить результаты наших замеров с данными изготовителя. Как видите, с поправкой на необкатанный мотор и ходовую, автомобиль близок к заявленным характеристикам.
НАША СПРАВКА
Полноприводные и переднеприводные автомобили на базе
1995
4х4; двигатель - VAZ 21084, 1600 смз, расположен спереди продольно; коробка передач - АЗЛК; полузависимая задняя подвеска.
1996
Передний привод; силовой агрегат - "Хёндэ-Бета 1,8D", расположен спереди поперечно;
4х4; двигатели - VAZ 2106, 21213, 2130, расположены спереди продольно; раздаточная коробка - VAZ 2121; задняя подвеска - мост на продольных и поперечной тягах (ЗР, 1998, № 6);
4х4; двигатели - VAZ 2106, 21213, 2130, расположены спереди продольно; раздаточная коробка - VAZ 2121; независимая задняя подвеска (ЗР, 1998, № 2).
1998
4х4; двигатель - "Хёндэ-Бета 1,8D", расположен спереди поперечно; коробка передач - "Тойота-RAV4", независимая задняя подвеска (ЗР, 1998, № 6);
передний привод, двигатель - VAZ 21084, 1600 смз, расположен спереди поперечно;
4х4; двигатели - VAZ 2106, 21213, 2130, расположены спереди продольно; оригинальная раздаточная коробка с подключаемой межосевой блокировкой, но без понижающей передачи; задняя подвеска - мост на продольных и поперечной тягах (ЗР, 2000, № 11).
2001
4х4; двигатели - VAZ 2106, 21213, 2130, 21214, расположены спереди продольно; оригинальная раздаточная коробка с понижающей передачей; мост - на продольных и поперечной тягах;
4х4; двигатели - VAZ 2106, 21213, 2130, 21214, расположены спереди продольно; оригинальная раздаточная коробка объединена с коробкой передач; автоматическая межосевая блокировка; дифференциал повышенного трения "Квайф"; задний мост - на продольных и поперечной тягах.