«Бузу устроили бомбилы»
На такси не катаются — на нем спешат
Две акции протеста провели московские таксисты в августе. Точнее, полторы — на вторую пришла горстка народа. Что же, многие знают, как несладок таксистский хлеб, сочувствуют (впрочем, кому сейчас легко). Но тут другое — бунтари насторожили: федеральный закон №69 плохо сделает всем.
— Надо же понимать, — разъяснял сопредседатель профсоюза «Таксист» Андрей Попков, — что предприниматель-перевозчик не смирится с дополнительными тратами и переложит их на плечи пассажиров. С сентября тарифы могут возрасти на четверть, в больших городах, скорее всего, поднимутся выше, чем в малых.
Переложит, переложит. И будем платить, как миленькие, потому что на такси не катаются — на нем спешат.
Проезжая мимо денег...
О каких «излишних» тратах речь? Понадобится покупать фонари-«гребешки» на крышу, по бортам наносить «шашечки», красить кузова…
Парадокс можно принять, если он в анекдоте: «…Вам нужны шашечки или ехать?». Закон же отражает здравый смысл: без специфических атрибутов такси быть не должно, как не бывает магазина без вывески. Кто поспорит, что «видовые признаки» и «голосующему» на обочине удобны, и таксисту выгодны: «шашечки» видишь издалека, успеваешь махнуть, и машина не проедет «мимо денег».
Вот мнение для читателей ZR.RU генерального директора московской компании «Новое желтое такси» Феликса Маргаряна:
— Протестовать против экипировки могут только «бомбилы» — им ни к чему «светиться».
(Знаете, почему они неуязвимы? Незаконный извоз наказуем в случае, если «левака» трижды застигнут при получении оплаты, а сумма по всем эпизодам составит не меньше 200 тыс. руб. Но кто будут проводить задержание? У ГИБДД нет таких полномочий, другие силовики на дорогах не патрулируют. Правовой тупик.)
Будем торговаться
— А между тем, экипировка не так дорога, чтобы не окупилась, — продолжает господин Маргарян. — «Шашечный пояс» не обязательно наносить краской — можно клейкой лентой. Именно к 1 сентября перекрасить автомобили в определенный цвет закон не требует. В нем сказано: на усмотрение территориальной администрации. Но ведь администрации могут согласиться, особенно если настоят сами таксисты, клеить на кузова ту же пленку, например, в виде баннеров — лишь бы такси стали узнаваемы. Фонарь с шашечками на крышу можно купить за 200-300 руб…
А в голове пассажира работает «счетчик»: все это обойдется нам аж на четверть большими тарифами. И не меньше? А давайте торговаться!
Не обсуждается по определению
Надо сказать, «Новое желтое такси» и другие компании не направили представителей на недавний Первый съезд таксистов (по пресс-релизу, 300 делегатов из 44 регионов РФ), не вошли в организованный в его кулуарах «Желтый фронт», не примкнули к демонстрантам. Потому что не видели повода протестовать против нового закона.
— Нам предложили обсудить то, что обсуждению не подлежит по определению, — сказал корреспонденту ZR.RU генеральный директор компании «Формула такси» Януш Пинтер. — В первую очередь, говорю о безопасности пассажиров.
Обязательным, по закону, становится ежедневный осмотр автомобилей, и если их несколько в компании, то — механиком (который несет уголовную, даже не гражданскую ответственность в случае жертв ДТП, когда произошло оно из-за неисправности машины). Раз в полгода — государственный техосмотр. Контроль самочувствия водителей — перед каждой сменой.
С надежностью драндулетов
Понятно, почему мелкие и средние такси-предприниматели напряглись: механика, медика и их рабочие места придется содержать... Но разве закон не прав?
«Даже со своим опытом я не различу, водитель в наркотическом опьянении или нет, а врач сможет», — говорит Феликс Маргарян. Януш Пинтер добавляет: «Даже лицо каждого нужно увидеть перед сменой: выспался?»
Машины изнашиваются быстро, их пробеги огромны. В Москве за два года — по 300-350 тыс. км (потому автомобили в такси разрешено использовать не дольше пяти лет). И этот транспорт следует держать «в форме»… А до сих пор разве не держали, и на это не тратились? Даже «бомбилы» ухаживают за «кормилицей». Так почему с выходом закона содержание авто вдруг должно вздорожать?
Что вы чувствуете в старом, неухоженном такси - дребезжащем, на просиженных сиденьях, пропахшем бензином? Что вас надули. Между тем, в парке такси страны почти половина — возрастом свыше 10 лет. Деньги пассажиров по возросшим на четверть тарифам — они и на обновление парка тоже? А мы-то думали, что комфорт — разумеющаяся вещь в таксомоторе, и за него пассажир, как и за свою безопасность, давно платит.
Платить по полной, «командир»!
Новый закон требует рассчитываться с пассажиром только по показаниям таксометров. Покупать приборы придется многим. Бунтари и их приписали к архитектурным излишествам. Еще в таксомоторы закон предлагает установить кассовые аппараты, печатающие чеки, или (!) водитель будет обязан выписывать квитанции об оплате.
Не скажешь, что это как снег на голову. Государство давно ужесточает контроль доходов, чтобы взимать «правильные» налоги,— дошла очередь и до такси. И уместны ли протесты, если закон дает альтернативу: коли не по карману приобретать (устанавливать, обслуживать) кассовые аппараты, выписывай квитанции. Эти бланки не разорят.
Красные флажки
Что «будет мешать зарабатывать»? Чтобы стать таксистом-легалом, придется оформить разрешение властей, и оно будет в силе лишь на территории региона, в котором выдано. Что с этим спорить, если разрешительный порядок в таксомоторных перевозках — давняя норма для всех стран. Еще надо бы сказать российскому государству «спасибо» за то, что оформляет разрешения бесплатно, а не продает лицензии, как за рубежом.
Нелегальный перевозчик — неподконтролен налоговикам. Кроме того, он отнимает клиентов у тех, кто честно легализовался. У запрета влезать на чужую территорию железная логика: с ним пропадает соблазн отнимать хлеб у коллег из соседних регионов. Ведь вводятся региональные квоты: для каждой территории, в зависимости от заселенности, рассчитают, сколько нужно таксомоторов, — чтобы хватало для исполнения всех заказов и чтобы не простаивали. Разумно?
К «помойкам» доступ закрыт
Еще одно требование протестующих — на 180º «развернуть» одну из статей: чтобы разрешение таксовать власти оформляли не «на автомобиль», как прописано в законе, а «на человека». А еще чтобы разрешили работать на чужих машинах, по доверенности. Вот один из документов протестующих.
Почему в закон внесли вариант именно «на автомобиль»? Техническое состояние легального такси смогут проверять контролеры на линии и по месту «прописки». Если же выписывать разрешение на конкретного гражданина, недобросовестный сможет возить людей на «дровах» или, если личная машина сломалась, одолжить «помойку» у соседа (а в ней, кроме прочего, нет таксометра). И не проверишь!
Кроме того, для такси существует особенный порядок страховки: полис оформляется не только на автомобиль и его владельца, но и на пассажиров. А случись ДТП на «левой» машине?.. По тем же мотивам, закон обязывает таксиста пользоваться либо собственным автомобилем, либо находящемся в лизинге, но не случайным… Вроде, убедительно. Так нет же, протестующие возражают!
Сторона защиты
За интересы легковых перевозчиков выступает лидер Движения автомобилистов России Вячеслав Лысаков. Но без фанатизма:
— Зря, конечно, устроили акции. Последняя вообще, как мне сказали, смахивала на бузу бомбил. Бессмысленно махать шашками или транспарантами, когда закон уже принят, но еще не вступил в силу — в этот период изменить в нем хоть что-то невозможно.
— СМИ крепко ошиблись, — продолжил Лысаков, — когда сообщили, что протестовавшие представляли позицию всех таксистов страны (а их полтора миллиона). Между тем, суету учинили всего лишь два небольших профсоюза. Когда я общался с лидером одного из них, кроме «долой!», других слов не слышал… И все-таки, с некоторыми требованиями могу согласиться.
Вячеслав Иванович был председателем Первого съезда таксистов, он глубоко «в теме». Считает, что закон сыроват — это следствие того, что его принимали, не обсудив с широкими таксистскими массами.
— Пока что не понимаю, почему проведение ГТО для таксомоторов назначили раз в полгода, а не, скажем, в год? Правомерно ли требование перевозить на машине, только если она в собственности или лизинге? Для многих на периферии неподъемна цена полноценных таксометров (15-18 тыс. руб. за штуку), так нельзя ли обойтись недорогими, без фискальной памяти?
Из света в тень переезжая…
— Сюжеты из жизни ставят в тупик, — поделился Вячеслав Лысаков. — Владелец компании из периферийного населенного пункта рассказал, что его водители, все до одного, работают на личных машинах. И ни один не хочет, как затребовала местная администрация, перекрашивать кузова, тем более, краской наносить шашечки,— это снизит цену автомобиля при продаже. Если ничего не предпринять, парни уйдут из компании, станут «бомбить» нелегально.
И правда, иные региональные администрации резко включились исполнять закон. Конечно, приятно глазу, если такси одинаково хороши, но нельзя же игнорировать реальность… Я договорился с Минтрансом, что соберем глав регионов, попытаемся вместе решить, как применять закон, чтобы таксисты не ушли в тень.
Вопрос Вячеславу Лысакову:
— Вам не кажется, что вы отстаиваете интересы плохо обеспеченных таксистов из небогатых регионов, но ваша поддержка не нужна перевозчикам из благополучных городов? Может, правы те, кто иронизировал в кулуарах съезда: новый закон писан для Москвы и Питера?
— Не кажется. Как раз сейчас формируем рабочую группу с регулятивными, арбитражными функциями, она соберет предложения, проанализирует, подготовит рекомендации к изменению закона. В них учтем интересы, подчеркиваю, и мелких, средних, и крупных бизнесменов, работающих в такси. Уже договорились, что обе палаты Законодательного собрания будут рассматривать наши предложения одновременно, чтобы не затянуть принятие поправок.
Ваш документик!
Править есть что. Смотрите, статья 11.14.2, пункт 4: «Посадка пассажиров в транспортное средство, предоставленное для перевозки пассажиров и багажа по заказу, без предъявления пассажирами документов, удостоверяющих их право на проезд в этом транспортном средстве (ого, придется составлять специальный документ? а какой именно? - прим. авт.), или при отсутствии списка пассажиров в случаях, когда предъявление указанных документов или наличие указанного списка пассажиров является обязательным (в каких таких случаях? - прим. авт.), - влечет наложение административного штрафа...»
Понимаю написанное, как, наверное, понимают все: чтобы семья с чемоданами доехала до аэропорта, нужно обрасти документами — просто по вызову с телефона уже не доедешь, даже не сядешь в машину... А если подразумевается иное, растолкуйте, пожалуйста, по-людски.
Реальность законом не перешибешь
Мнение автора: не уверен, что закон о такси даст то, ради чего принят. А принят он, чтобы службу сделать цивилизованной.
В коммерческом промысле всегда так: доходам предшествуют инвестиции. Одни деньги нужны, чтобы веники вязать, другие, чтобы разрабатывать кимберлитовые трубки, у такси своя «стоимость». Не хватает средств играть по правилам — не берись. Ведь сами таксисты костьми лягут против изменения правила для пассажиров: без денег для оплаты в машину не садись. Но наши перевозчики хотят для себя бизнес по-русски: вложим, что есть, — и не лезьте поперек. И как их вгонишь в рамки правил? Увеличившимися штрафами? Это отдельная тема, о ней подробнее чуть ниже.
Уже целое организованное движение из самых благих намерений борется, чтобы понизить планку требований закона (который явно составлен по критериям «нормальных» стран). И это движение чего-то обязательно добьется, скажем, таксометров без фискальной памяти. С тем ослабеют гарантии прилежной выплаты налогов. Получается принципиальность с приставкой «псевдо-». Нечто подобное случалось не раз, в последний — когда продлили разрешение на производство Euro 2. Задержались в лохматом уходящем? Во всех случаях оправдание, с которым не поспоришь: задавили обстоятельства.
Почему не выстрелит
Такси — не только шашечки и колеса, но и средства безопасности, гаджеты для водителей, такси-стоянки, преимущества там, где машины службы наиболее востребованы… Не уверен, что чиновники кинутся наделять такси разумеющимися приоритетами. Даже в Москве. Здесь появились выделенные полосы для общественного транспорта, но мэрия все не пускает на них такси: общественным транспортом не является.
«Адмирал, почему не стреляют пушки?!» — «На то есть сто причин. Первая: нет пороха.» Так и с такси-законом: даже если и не существовали бы все вышеперечисленные препоны, он все равно не "выстрелит": в нем не прописано, кто будет контролировать исполнение, кто полномочен наказывать разгильдяев и саботажников. У нас и с налаженным контролем дела не ахти, а без него вовсе швах. Кто-то говорит, что надзирать назначат ГИБДД (думаю, вранье), кто-то вспоминает транспортную инспекцию, федеральную службу по надзору в сфере транспорта… Так что, не страшны, по новому закону, штрафы от 5 (для водителя) до 200 тыс руб (для юридического лица). Кто их будет накладывать?
Так что подождем ставить рядом слова «такси» и «цивилизованное».
Как это по-американски?
Вот что рассказал президент компании Zip Taxi Inc. из Бостона (США) господин Peter Zaslavsky.
Власти города когда-то продали 850 такси-лицензий. Они стали товаром на рынке, ушли в свободное обращение, их цена регулируется конъюнктурой, с течением времени обычно подрастает.
Лицензия — не на бумажке. Она сделана из металлической пластины, в виде бляхи размером 15х20 см. На ней — номер лицензии и текущий год: власти ежегодно обновляют бляхи. При каждом обмене владелец вносит в казну города годовой налог $300.
Если лицензию получил впервые, обязан купить новый автомобиль белого (таково местное правило) цвета, укомплектованный заводским набором средств безопасности (набор утвержден властями), с салоном достаточно просторным и комфортным.
Машину следует дооборудовать: на крышу поместить фонарь «Taxi», по бортам написать, какой компании принадлежит машина, на крыльях — номер лицензии. Между передними и задними сиденьями — пуленепробиваемая перегородка. На месте водителя есть скрытые кнопки, включающие тревожные маячки на крыше — сигнал для полицейских, что таксисту что-то угрожает.
Прежде, чем начать работать, таксист обязан прослушать 3-дневные курсы по предметам: география города, юридические права и обязанности, безопасность движения и проч. Затем сдать экзамены представителям городских властей. Полученное после курсов свидетельство надо укрепить на видном месте в салоне, чтобы пассажиры его видели и могли прочитать имя.
Во всех таксомоторах Бостона общая, утвержденная властями такса оплаты проезда: цена за милю в городе одна, за его пределами она выше (с учетом оплаты расстояния, которое машина, возвращаясь, проедет порожней). Пассажиры обязаны подчиняться этому правилу. Брать пассажиров на чужой территории запрещено (в поле зрения местных таксистов нарушителям "сухоревской конвенции" тоже лучше не попадаться).
Когда в конечном пункте выключаешь таксометр (он обязателен), выползает чек. Не вручить чек — нарушение, за которое поплатишься большим штрафом, но хуже — лишишься работы сроком до года. Даже недельное отлучение от баранки — сильный удар: большинство таксистов арендуют машины у владельцев лицензий и обязаны платить за аренду. Существует более жесткий вариант: водитель покупает и оборудует машину сам, а арендует только лицензию, причем, с гарантиями, что условия аренды в течение всех пяти лет (стандартный для таких случаев срок) меняться не будут.
Не вручить чек позволено в исключительных обстоятельствах — если, например, в кассовом блоке от жары высохли чернила. Тогда таксист может выписать квитанцию об оплате. Но предложить такую квитанцию, наряду с вручением чека (!), — тоже обязанность водителя, хотя пассажирам она, как правило, не нужна. Таксометры снабжены устройством оплаты по банковским картам.