Витязь на распутице
ТЕХНИКА
/НАСЛЕДНИКИ
ВИТЯЗЬ НА РАСПУТИЦЕ
УАЗ - ЗАВТРА БУДЕТ ЗАВТРА
ТЕКСТ / АНАТОЛИЙ ФОМИН
ФОТО / АЛЕКСАНДР ПОЛУНИН
Спросите водителей, как они представляют себе УАЗ, и ответы будут на удивление схожими: "469-й", "командирский", "козлик" - вот фирменная марка ульяновского автозавода. Стопроцентная узнаваемость машины с образцовой биографией кадрового военного, отличная проходимость и святая простота конструкции - именно такой УАЗ знают все.
Многие нынешние владельцы куда более престижных машин вспоминают УАЗ вместе с армейскими буднями, студенческими стройотрядами и прочей романтикой молодости. Так возникают автомобильные легенды. Но для того, чтобы, возникнув, легенда не была забыта в одночасье, требуется не только изобретательная работа заводской пресс-службы. Удачные машины заставляют говорить о себе больше, чем реклама - "бесплатным" гаражным рассказам у нас доверяют скорее, чем дорогим телевизионным роликам (хотя правды там и там немного!). Но все же на мифах далеко не уедешь: история требует продолжения - и новых автомобилей.
С ВЫСТАВКИ - В СЕРИЮ?
Едва ли кто зовет UAZ 3160 красавцем, особенно в том виде, в каком машины сходят с конвейера. Кузов UAZ 3160 был создан в НТЦ ВАЗа, и общность с "безобразной Эльзой" отечественного автопрома - вазовской "десяткой" видна невооруженным глазом. Но если благодаря массовому производству к внешности тольяттинской легковушки все привыкли, то ульяновскому вездеходу, видимо, не миновать серьезной "косметической" операции.
Итак, звезда Московского автосалона - "Симбир" UAZ 31622 (он на обложке номера). Новое оформление передней части и расширенная колея сделали "62-й" (см. ЗР, 2000, № 7, 11) гораздо более привлекательным внешне, а новая панель приборов - изнутри. Насколько далек выставочный автомобиль от серийного производства? Каковы ближайшие перспективы? Эти вопросы мы приберегли для исполняющего обязанности директора по развитию ОАО "УАЗ" АЛЕКСЕЯ НИКУЛИНА. И вот что узнали.
ПЕРСПЕКТИВА 3162
Внешность важна, но не все определяет. Новый передок слишком дорог и поначалу появится лишь на части эксклюзивных автомобилей. Дешевыми машины семейства 3162 не будут - иначе станут убыточными. Цена от $8500 за базовую версию до $15-18 тыс. за "полный фарш". Автомобиль за такие деньги должен обладать подобающим качеством, а потому основное внимание - агрегатам. В первую очередь, коробке передач и раздаточной коробке - здесь проблем больше всего. Благодаря новому оборудованию для шлифования зубьев качество обработки шестерен должно возрасти - пропадет гул и вой трансмиссии. А главное - ресурс "раздатки" возрастет по крайней мере до 250 тыс. км.
Силовому агрегату реальной альтернативы нет - ЗМЗ-409 сегодня единственный мотор, хоть как-то удовлетворяющий требованиям завода. Экологические нормативы диктуют переход к системе впрыска с нейтрализатором - без них невозможно выполнить Евро II. Для относительно дорогого автомобиля "экологический довесок" получается небольшой. Ульяновский мотор УМЗ-249 имеет шансы только при должном качестве и низкой цене - вкладывать деньги в "Волжские моторы" нынешний владелец 60% акций УАЗа не собирается (напомним, что завод принадлежит ОАО "Северсталь").
С дизелем дела сложнее. Наддувный ЗМЗ-514 рассчитан только для UAZ 3160, для "длинных" машин он, откровенно говоря, слабоват - уж слишком мал рабочий объем. В перспективы "Штайра" на УАЗе не верят, опасаясь, что в полностью отечественном исполнении его качество и надежность будут недостаточны. Импортные агрегаты всем хороши, но слишком дороги.
Еще обязательна пятиступенчатая коробка передач, без нее экономические показатели машины оставляют желать лучшего. Нынешняя конструкция с приставным картером пятой передачи уступит место новой коробке с особой схемой переключения (первая и задняя передача напротив друг друга), нужной для езды по бездорожью. Произойдет это в середине года, однако о полной замене старых агрегатов говорить не приходится, процесс, очевидно, растянется на два-три года.
Впрочем, ведутся работы по применению импортных коробки и "раздатки" для "топовых" версий. Сцепление - только импортное: от его надежности зависит способность автомобиля ездить, а потому экономия здесь неуместна, тем более что цена возрастет не больше чем на $60.
ПЕРСПЕКТИВА 31520
Как будет выглядеть наследник "469-го", точно пока неизвестно. Прямые двери с опускными стеклами - шаг, конечно, радикальный, но очень уж дорогой: он потребует изготовления новых боковин кузова. Вероятнее всего, ограничатся новыми надставками дверей со сдвижными стеклами, появятся и полноценные уплотнения проемов. Силовой агрегат - ЗМЗ-409, коробка передач четырех- или пятиступенчатая, мосты с неразъемным картером типа "Спайсер", дисковые тормоза на передних колесах - с новым мотором без них нельзя.
ВЗГЛЯД ИЗ КОММЕНТАТОРСКОЙ БУДКИ
УАЗ за 15 тысяч "зеленых"? "Тойота-Лендкрузер-100" в простейшей комплектации без "таможенных услуг" стоит примерно 25 тысяч (после таможни 40). А это совсем не "дешевая" машина, явный лидер в классе, обладатель великолепной репутации, к тому же еще и престижен. Выходит, без таможенных барьеров наши заводы - не жильцы.
Сегодня УАЗ напоминает васнецовского "Витязя на распутье" перед пророчеством на камне. Прямо пойдешь - погибель найдешь, направо - коня потеряешь, налево... Это - в сказке. На самом деле на камне написано: "Как прямо ехоти, нет пути ни проезжему, ни пролетному, ни прохожему"... Поневоле задумаешься.
UAZ 31622*
ОБЩИЕ ДАННЫЕ: число мест - 6; снаряженная масса - 2040 кг; полная масса - 2840 кг; габарит (д х ш х в) - 4720х2060х2065 мм; база - 2760 мм; максимальная скорость - 150 км/ч. ДВИГАТЕЛЬ: ЗМЗ-409.10, бензиновый, с распределенным впрыском; рабочий объем - 2,7 л; мощность - 101 кВт/137 л. с. при 4400 об/мин; максимальный крутящий момент - 228 Н.м при 4000 об/мин.
Предварительные данные.