Альтернатива: место под солнцем

Дармовую солнечную энергию используют уже давно и почти везде: на земле, на воде, в воздухе и в космосе. Но она, оказывается, не такая уж и дармовая.
В космосе негде взять энергию, кроме как у Солнца. К тому же с расходами тут не особенно считаются. А потому и луноход, и МКС ловят не ослабленные атмосферой лучи своими кремниевыми панелями.

Для начала выясним, так ли уж щедро разбрасывает по поверхности Земли свою энергию летнее солнышко. Обратите внимание на карту: в тропическом поясе на каждый квадратный метр приходится 350 Вт, а у нас – глубоко фиолетовый цвет графика, что означает всемеро меньшую удельную мощность. Вдобавок после преобразования этой энергии в ток солнечными батареями, до сих пор малоэффективными и жутко дорогими, останется процентов двадцать.

Предлагаем любознательным читателям задачку по арифметике: прикиньте, сколько квадратных метров нужно покрыть кремниевыми панелями, чтобы получить, скажем, киловатт мощности, способный двигать легонький такой одноместный автомобиль. А теперь стоит зайти в магазин, где панель мощностью 5 Вт предлагают за… 4400 рублей!

И все-таки солнечные электростанции, электромобили, электросамолеты и прочее строят и государства, и крупные компании, и энтузиасты. Потому что, раз вложив средства, потом будете получать отдачу долгие годы, тратясь разве что на протирку панелей от пыли.

Маленькой крыши «смартов», участвующих в прокатной программе сar2go, набирающей обороты в ряде крупных немецких городов, хватает лишь на 100 Вт. Ими подзаряжается аккумулятор, питаются электронные телематические системы... и вентилятор, охлаждающий салон при парковке на солнцепеке.

Суточную цикличность солнечного света научились обходить путем накопления энергии в аккумуляторах и объединения станций в большие сети: пока одна ночью отдыхает, другая дает ток. Достижения электроники сделали возможным и такой процесс: если у вас на коттедже крыша покрыта фотоэлементами, работающими на общую электросеть, счетчик будет днем крутиться в обратную сторону, уменьшая итоговый счет.

А теперь – от слов к делу, то есть к картинкам, наглядно представляющим современное использование солнечной энергии:

Солнце движет вагон с восемью туристами по 60-километровому маршруту железной дороги «Соларбан» в Буххорстере (Германия).

Батарея на крыше солнцедрезины не слишком мощная: всего 360 Вт. Поэтому, чтобы преодолеть этот отрезок, приходится сначала долго накапливать энергию в двух аккумуляторах по 120 А•ч. Мощность же двигателя ограничена значением 3 кВт. Говорят, вагончик мог бы разогнаться до 50 км/ч, но из соображений безопасности набирать больше 15 км/ч ему не разрешают.

Компания Aurora Vehicle Association строит солнцемобили с 1987 года и участвует в многочисленных солнцепробегах.

«Аврора-101»

Нынешняя модель «Аврора-101» при длине 4,1 м имеет всего одно место. Вся крыша площадью около 6 м² выдает 1250 Вт, приводящих в движение 160-килограммовый (без водителя) трехколесный солнцеболид. Часть энергии накапливается в аккумуляторе для поездок ночью.

Небольшие солнечные батареи питают аккумуляторы фонариков, «вплавленных» в асфальт и подсвечивающих разметку ночью (Англия), паркомат (Германия), светофор (Япония).

«Хонда» запустила в Лос-Анджелесе прототип солнечной водородозаправочной станции. При помощи солнечной энергии (батарея видна на заднем плане) вода разлагается на водород и кислород.

Прототип солнечной водородозаправочной станции.

Тока хватает и на работу компрессора, сжимающего газ до нескольких сотен атмосфер. В итоге водородная «Хонда-FCX Clarity» в эксплуатации на 100% экологически девственна.

В Кёльне появилась электрозаправка для малочисленных пока гибридов «Тойота-Приус Plug-in».

Электрозаправка

Ее крыши в хорошую погоду хватает, чтобы выдать 2 кВт. Постояв под ней несколько часов, потом можно проехать около 20 км, не включая бензиновый мотор и вдохновляясь мыслью о неоценимом личном вкладе в защиту окружающей среды.

В Дартмуте бегает солнечное… такси.

Солнечное такси.

Чтобы везти водителя и единственного пассажира, гигантскую солнечную батарею прицепили сзади. Иначе – никак. Но все равно машина пользуется успехом среди местного студенчества.

Подпишитесь на «За рулем» в