ЗиЛ сегодня
Изменений, как ни странно, почти нет. Кое-как погасили долги по зарплате за первую половину года, но с июня опять пошли задержки, «собянинского» транша не хватило. График погашения уже давно произвольный, появляются деньги – платят. Завод живет в состоянии перманентной ревизии, скребут буквально по сусекам, выискивая хоть сколько-нибудь ликвидные вещи. Например, обнаружили несколько «Бычков», которые тут же продали и кое-кто получил очередную зарплатную порцию. Остался и трехдневный график работы.
Аудитом занимается Deloitte &Touche, которую заводчане ласково называют «Туалет и душ». В рамках аудиторской проверки многих работников в конце июля «бросили» на пересчет оставшихся на складе запчастей, коих скопились миллионы (если не десятки миллионов) штук. И все это богатство пересчитывают вручную, силами рабочих и под наблюдением специально созданной комиссии. Дело в том, что учетные базы самого завода и «Торгового дома ЗиЛ» разные и велись по-разному, свести их в один список практически невозможно. Вот и пересчитывают, дабы понять, что еще можно продать. Оказалось, что в номенклатуре среди ходовых позиций присутствуют и совсем экзотические вещи, типа заготовок для разных спецавтомобилей 80-х годов и даже детали для «Синей птицы». Не исключено, что часть запчастей уйдет на производство, а часть – вообще в переплавку, как полный неликвид.
Закончить с подсчетом запчастей планируют на этой неделе, после чего данные передадут в ТД, и он уже сделает заключение о примерной стоимости этих богатств. Продать можно многое, как говорят сотрудники ТД (разумеется, на условиях анонимности), но с ценообразованием – полный швах. Существует некая формула, в которую нужно подставить себестоимость детали и получить ее отпускную цену. Но беда в том, что цифры себестоимости на каждую позицию утверждались много лет тому назад, когда рубль был более дорог. Соответственно, сейчас эта формула выдаст демпинговые цены, а отнюдь не рыночные. А возможности реально оценить запас запчастей у завода нет ни технической возможности, ни людских ресурсов. Отличная открывается лазейка для очередной порции злоупотреблений!
Никаких существенных изменений в руководстве ЗиЛа за последние месяцы не произошло. Как не произошло и внятного распределения полномочий между членами «старой» и «новой» команд управленцев. Время от времени «сверху» приходит очередная дата возобновления производства, но официальных подтверждений она не получает. Последний внутризаводской слух был таким: конвейер запустят 15 августа. Эту дату даже назвал один из руководителей СП ЗиЛ-Розенбауэр в эфире РБК-ТВ, но она никак не подтвердилась руководством завода и, впоследствии, практикой. Это говорит лишь о рассогласованности среди руководящего состава, об отсутствии единой информационной политики в отношении СМИ.
Кстати, новый директор ЗиЛа Игорь Захаров за почти полгода не дал ни одного интервью, даже ни одного комментария. Дирекция закрыта для журналистов, как Госхран, все официальные обращения остаются без ответа. Это и понятно: сообщить пока нечего. Но закрытость порой принимает курьезные формы. Так, 2 августа ЗиЛ должен был отмечать свое 95-летие. Дата хоть и некруглая, но заметная: старейший из существующих в России автозаводов, как-никак. Так вот, чтоб не провоцировать интерес со стороны СМИ, празднование волею директора было перенесено на 6 октября.
В мае Игорь Захаров утвердил бизнес-план, в котором предполагалось до конца этого года произвести и продать 7 тыс автомобилей – столько заявок от дилеров собрал Торговый дом. Очевидно, что эти планы рухнули. Но никаких других на замену им не пришло, по-прежнему ЗиЛовцы ждут пуска конвейера «вот-вот, буквально завтра». Между тем, рыночная ситуация для ЗиЛа становится все хуже. Под упомянутые 7 тысяч машин дилеры успели подать заявки во множество региональных тендеров и теперь выходят из них с потерей репутации и оплачивая штрафы.
Будут ли машины, и если будут, то когда – сказать уже никто не может, поэтому продавцы исключают «Бычки» из своих прайс-листов, прекращая с заводом всякие отношения. Восстановить дилерскую сеть будет невероятно сложно, а если пройдет еще несколько месяцев в таком режиме – то и невозможно. Так что возобновление выпуска автомобилей рискует стать бессмысленным – машины просто некому будет продавать.