Кареты скорой помощи: крестовый поход
Если кто-то думает, что автомобиль скорой помощи должен быть почти гоночным, он ошибается. Чтобы быстро добраться до пострадавшего и мигом доставить его в лечебное учреждение, важна не максималка, а мигалка, сирена и правильный выбор транспортного средства, исходя из конкретной задачи.
Что касается спецсигналов, это, пожалуй, почти единственный случай, когда автомобилисты во всех странах не имеют ничего против. А вот условия, в которых приходится работать скорой, весьма разные. Если по свободному автобану, где к тому же дисциплинированные водители оставляют проезд для спецмашин, действительно можно жать на всю железку, то в мегаполисе врач быстрее доберется на мотоцикле или даже велосипеде. Главное, чтобы у него был чемоданчик с необходимым оборудованием и медикаментами для самой первой помощи на месте – до приезда кареты с носилками.
В случае, когда пострадавший находится далеко от проезжих дорог (такое случается, например, при железнодорожных и авиакатастрофах), быстроту обеспечит… понижающая передача в раздаточной коробке полноприводного вездехода. А если речь идет об антитеррористической операции в активной фазе, когда вокруг свистят пули, надежнее всего использовать специально оборудованный БТР.
Все эти транспортные средства можно найти в автопарках скорой, если не у нас, то за рубежом. Отметим только, что эти автопарки не всегда принадлежат лечебным учреждениям. Часто они приписаны к службе спасения или пожарным, а в экипаже числится не врач, а парамедик – узкий специалист по оказанию самой первой, экстренной помощи. Правильно поставить предварительный диагноз, зафиксировать поврежденный позвоночник, поставить капельницу, сделать противошоковый укол или провести реанимационные мероприятия – половина успеха в спасении жизни. Дальше за нее поборются уже в стационаре, а задача скорой – довезти пострадавшего до него.
Итак, посмотрим, что же за машины носят на капотах надпись Ambulance:
Эта скорая из далекого 1900 года отнюдь не из самых первых – те появились в Испании аж в 1487 году! Жаль, их тогда не сфотографировали. По Москве же кареты скорой помощи начали ездить в 1898 году. Мигалок для них еще не изобрели, а вместо сирены гудел оглушительный клаксон.
В лондонских пробках быстрее всего добраться к пациенту можно на двух колесах. С мотором – по дороге, с педалями – по тротуару.
Врачу-велосипедисту помогает не опоздать 18-скоростная «коробка передач» Shimano.
Родная «буханка» (УАЗ-3962), конечно, не может похвастаться богатым набором оборудования, но зато вывезет больного из богом забытого села или от места аварии, случившейся в чистом поле.
Ее сила не в скорости (до 117 км/ч) и не в мощности двигателя (86 л.с.), а в полном приводе, большом (220 мм) дорожном просвете... и цене: такую машину могут себе позволить даже небольшие поселки. Заметим: в салоне предусмотрено крепление для четырех носилок. Именно на таких машинах вывозили пострадавших при подрыве поезда Санкт-Петербург – Москва.
В других странах с плохими дорогами в отдаленные районы добираются скорые на базе полноприводных пикапов, например Toyota Hilux, Ford Ranger (Перу) или новомодного Volkswagen Amarok.
На снимке – представленная на выставке в Фульде скорая со 163-сильным турбодизелем. Сзади есть место для врача и больного на носилках. С дорожным просветом 265 мм вездеход преодолевает брод глубиной до полуметра. А выехав на шоссе и включив сирену, помчится в больницу со скоростью 180 км/ч!
Очень оригинальную скорую удалось найти на острове Сарк, что в проливе Ла-Манш: у нее нет мотора, а только дышло. Дело в том, что на этом острове запрещены автомобили, альтернатива им – тракторы либо конная тяга.
Как раз для кучера и предназначены внешние кресла. Большой скорости этой скорой не требуется: самая длинная дорога на острове не превышает пары километров. По большей части карета простаивает в ожидании пациента, ведь все население – около 600 человек.
Штатное оборудование современной скорой: