На пенсию
КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ
/АВТОПАРК ЗР
НА ПЕНСИЮ
МОДЕЛЬ / VAZ 21053
ИЗГОТОВИТЕЛЬ / АВТОВАЗ
ГОД ВЫПУСКА /
1995 ("ГОРЫНЫЧ") И 1996 ("КОЩЕЙ")
В ЭКСПЛУАТАЦИИ "ЗА РУЛЕМ" /
С АПРЕЛЯ 1999
ПРОБЕГ НА МОМЕНТ ОТЧЕТА /
130 И 100 ТЫС. КМ (соответственно)
ПРЕДЫДУЩИЕ ПУБЛИКАЦИИ /
ЗР, 1999, № 6; 2000, № 1, 10
ТЕКСТ / АНТОН УТКИН
Время от времени отработавшие свое редакционные машины приходится отправлять на заслуженный отдых - уходя в частные руки, они освобождают место другим автомобилям, дающим темы для новых публикаций.
Идею проекта "Грошовые пятерки" подкинул дефолт, когда все счастливчики, копившие на машину не в рублях и не в сберкассах, уже нахватали новых "жигулей" по смешным ценам. Потом задумчивый АвтоВАЗ наконец-то встрепенулся и бросился наверстывать упущенный барыш, но... было поздно - все, кто мог и хотел, уже радостно крутили баранки, вдыхая резкий запах новенькой обивки и антикора, а остальным, толпившимся у дверей банков, было не до машин - вернуть бы деньги, отложенные на черный день...
На фоне затоваривания заводов упал в цене и "секонд-хэнд". Любители часто менять машины вдруг с ужасом осознали, что их свежие, ухоженные автомобили "зависли" - и надолго, а сопоставление реальной продажной цены годовалого автомобиля с той, за которую его взяли в магазине, повергало хозяина в уныние. Чуть оживленнее было в нижнем секторе вторичного рынка. Владельцы автоветеранов, купленных в дорыночные времена, наконец-то начали понимать, что хранить столь нужные сейчас триста долларов во дворе под снегом ради пяти-шести летних поездок на дачу нерационально - пусть уж лучше катается тот, кто способен покупать бензин.
Впрочем, в выборе среди "грошовых" у нас была альтернатива; ведь за три сотни можно было взять и хозяйскую "пятерку" года эдак 83-го, и "укатайку" из-под наездника - середины 90-х. Два как раз таких казенных инвалида нам и подвернулись. Их жуткое состояние не пугало - в том-то и прелесть "классики", что она поддается восстановлению, даже когда от машины остались только документы, ведь "железо" стоит недорого и им завалены все рынки. Кстати, именно бумаги и определяют продажную цену "грошовых", поэтому "Горыныч" 1995 года выпуска обошелся в $280, а младший на год, но еще больше измордованный "Кощей" - аж в $350!
Сразу после покупки обе "пятерки" попали в наш техцентр, где вскоре их привели в чувство. В более выигрышном положении оказался "Горыныч" - отдав совсем хилому младшему брату свои органы, он взамен получил новенькие детали из магазина. Да и в дальнейшем ему везло больше - за прошедшие два года и 70 тыс. км меняли лишь расходники: колодки, фильтры, амортизаторы и пр. Все работы были только плановые - ни одной непредвиденной поломки. Лишь недавно, минувшей зимой заменили рычаги передней подвески (появились трещины), задний сальник коленвала (потек) и сцепление (забуксовало).
И вот получаем приказ - "бессмертных" срочно продать. Само собой, о ценах, по которым сами брали машины, - молчок, ведь рынок за прошедшие два года "подрос", да и отдаем уже не тех доходяг, что покупали. Закормленные дорогим "кокосовым" маслом, ухоженные и абсолютно исправные, наши "пятерки" "ушли" в первый же день после выхода объявления в газете. "Горыныч" за $600, "Кощей" - за $550. Еще бы, ведь четырех-пятилетки обычно либо вдвое дороже (хотя и не менее ржавые, чем наши), либо заезжены до утиля. А каждая из "сказочной" парочки - просто подарок для того, кому надо полгода-год покататься на чем угодно, лишь бы подешевле и без проблем.
И все же, отдав "бессмертных" первым встречным, мы внакладе не остались. Семьдесят тысяч километров езды на "Горыныче" обошлись в $280 (покупка) плюс $2588 (эксплуатация, см. табл. 1), минус $600 (продажа). Итого - $2172, то есть около $0,03 за километр пробега. Как видим, львиная доля расходов пришлась на топливо, что вполне справедливо: ездишь - платишь, стоишь - экономишь.
По рублю за километр: дорого или нет? Обладатель нового джипа, отдающий по доллару за версту, решит, что это почти бесплатно, а пенсионеру, которому автобус оплачивает государство, возможно, и "грошовая пятерка" (особенно ее эксплуатация) не по карману. А если не бросаться в крайности, то "Горыныч" возил нас дешевле, чем такси (вчетверо) или новый VAZ 2110.
"Кощей" за весь срок службы в редакции пробежал почти вдвое меньше - 40 тыс. км, но, в отличие от "Горыныча", ему хронически не везло. Через сотню верст после покупки получил удар сзади - понадобился кузовной ремонт. Перед дальней поездкой пришлось экстренно заменить сцепление, в дороге - помятый колесный диск и разбитое камнем ветровое стекло. В другой раз "Кощея" взяли на таран, разворотив бочину, а в летний зной буквально рассыпался радиатор. Но в конечном счете его эксплуатация обошлась в $0,037 за километр, что не намного дороже, чем "Горыныча". В общих расходах на эксплуатацию львиная доля - опять-таки, стоимость сожженного топлива. Остальные затраты во многом определил случай - кто-то ухитряется годами ездить без аварий, а кому-то волей-неволей приходится пару раз в год навещать жестянщиков... По этой причине сравнивать "Кощея" с "Горынычем" по расходам на запчасти некорректно, а вот с таким же невезучим автомобилем, но купленным за пять, десять и более тысяч долларов обязательно сравним, как только представится случай. Ведь разбить иномарку можно так, что в итоге километр пробега обойдется дороже, чем на собственном самолете... А "грошовую пятерку" - невелика потеря. Сильно любишь машину - вложи долларов пятьсот и она "восстанет из пепла". А можно просто продать документы - тогда авария обойдется долларов в сто...
Под уплотнителями скапливается вода, и даже на ухоженном "Горыныче" рамка ветрового стекла, как говорят, "пошла" - то есть зацвела коррозией.
Сколько ни мажь пороги битумом поверх ржавчины, металл все равно идет на убыль.
Где тонко, там и рвется - подгрызенный ржавчиной металл дверей ломается.
А в арках колес уже дыры - даже не требуется ковырять шилом.
ТАБЛИЦА 1. ЗАТРАТЫ НА ЭКСПЛУАТАЦИЮ
"ГОРЫНЫЧА", руб.
Оформление, налоги и сборы 1500
Коврики, чехлы на сиденья 900
Стекло фары, герметик 45
Подшипник распределителя 15
Лампы, 6 шт. 90
Реле и предохранители 60
Аккумулятор 900
Поршни с кольцами, комплект 750
Прокладка головки блока 60
Шины МШЗ, М-237, 4 шт. 1680
Щетка стеклоочистителя, 2 комплекта 150
Сальник коленвала 60
Сцепление 1950
Рычаги передней подвески в сборе 600
Шины "Кама-205" 2400
Амортизаторы, 4 шт. 420
Шаровые опоры "БелМаг", комплект 180
Стекло двери 90
Колодки тормозные передние "Дафми",
3 комплекта 300
Ремень генератора "Гейтс" 90
Фильтры масляные "Невский фильтр", 3 шт. 150
Фильтры масляные "Фрам", 4 шт. 300
Фильтры топливные "Невский фильтр", 7 шт. 120
Фильтры воздушные "Невский фильтр", 7 шт. 240
Масло "Рексол" SAE 10W30, 4 л 90
Масло "Мотюль" SAE 15W50, 22 л 4200
Трансмиссионное масло "Спектрол" 85W90, 3 л 150
"Тосол" "Полярный", тормозная жидкость
"Роса" ДОТ 4 150
Бензин 60000
Итого 72480
ТАБЛИЦА 2. ЗАТРАТЫ НА ЭКСПЛУАТАЦИЮ
"КОЩЕЯ", руб.
Оформление, налоги и сборы 1500
Коврики, чехлы на сиденья 900
Тормозные цилиндры, комплект 6 шт. 600
Колодки тормозные передние "Дафми",
2 компл. 210
Шины МШЗ М-237, 4 шт. 1680
Рулевой механизм 540
Ветровое стекло 360
Запасное колесо 780
Ремонт в поездке на юг 1110
Комплект деталей и материалов
для кузовного ремонта 6000
Масляный и воздушный фильтры
"Невский фильтр" 90
Масляные и воздушные фильтры "Фрам",
по 3 шт. 480
Масло "Рексол" SAE 10W, 4 л 90
Масло "Мотюль" SAE 15W0, 12 л 2250
Трансмиссионное масло "Спектрол" SAE
85W90, 3 л 150
"Тосол" "Полярный", тормозная жидкость
"Роса" ДОТ-4 150
Бензин 33000
Итого 49890