Глобальный рывок: инновации для мотоциклов BMW

В те невообразимо далекие времена, когда по Земле бродили мамонты и неандертальцы, каждый половой акт заканчивался зачатием, а каждая поездка на мотоцикле – аварией. С тех пор безопасность в этих вопросах шагнула далеко вперед…

Этим летом концерн BMW представил новую концепцию безопасности для мотоциклистов – ConnectedRide. И мы можем с чувством глубокого удовлетворения констатировать, что на пути к резиновой жен… пардон, жизни без аварий сделан глобальный рывок. Вот уже несколько лет крупнейшие автомобильные концерны мира разрабатывают концепцию общения между транспортными средствами в городском потоке. Действительно, современный автомобиль получает и обрабатывает массу данных – вплоть до информации о дорожных знаках, сигналах светофора и (через GPS) крутых поворотах, так почему бы не делиться своими знаниями с соседями по трафику? А самое главное – предупреждать о своем появлении и намерениях. Может быть, автомобили-интеллектуалы окажутся гораздо терпимее к соседям, чем их двуногие хозяева?

По сравнению с автомобилями мотоциклы малы, и разместить в них дополнительные системы сложнее. Но ненамного. Поэтому их тоже стремятся сделать общительными – особенно преуспели в этом японский концерн Yamaha и баварский BMW. Последний и показал этим летом, насколько продвинулись разработки по части мотоциклетной безопасности – на примере нашпигованного новейшими системами турера K1600GT.

Прежде всего инженеры постарались «притупить зубки» самым опасным ситуациям – повороту налево и обгону. Беда мотоцикла в том, что относительно автомобилей он плохо заметен. Поэтому приходится сообщать автомобилисту, задумавшему совершить маневр, о приближении мотоциклиста (ведь водители авто часто, отслеживая ситуацию по зеркалам, не способны адекватно оценить скорость приближающейся двухколесной машины). Кроме того, баварские изобретатели взяли на вооружение «кошачью тактику»: кошка выгибает спину и поднимает шерсть в стремлении казаться больше и напугать врага. А мотоцикл в таких ситуациях увеличивает яркость освещения и включает на мигание указатели поворотов и дополнительные яркие светодиоды в обтекателе и зеркалах, тем самым как бы увеличивая свой силуэт.

Если же сам мотоциклист решил обогнать или повернуть налево, то машина предупредит его о возможном пересечении траектории с другими участниками дорожного движения – с учетом взаимных скоростей. Сбережет она и при проезде перекрестков, приняв во внимание и знаки приоритета.

Автомобили также могут предупреждать мотоциклиста о том, что его ждет впереди. Скажем, на дороге туман – и автомобилисты включают противотуманки. А едущий в нескольких километрах за ними мотоциклист получает предупреждение – индикацией на приборной панели или голосовым сообщением. Или, например, сенсоры идущих далеко впереди автомобилей дают команду на включение «дворников» – значит, впереди дождь. Или все автомобили начали перестраиваться – впереди препятствие. А сколько аварий происходит из-за того, что кто-то резко затормозил, а мотоциклист не увидел этого из-за того, что перед ним ехал фургон? Теперь он получит информацию и о резком торможении впереди по курсу. Если же его догоняет машина скорой помощи со включенным проблесковым маячком – он будет предупрежден и об этом.

Еще один интересный аспект новой системы безопасности – «общение» со светофором. Тот услужливо сообщит, сколько еще будет гореть зеленый свет, а мотоцикл подскажет водителю, стоит ли ему замедляться ли же, наоборот, чуть прибавить газку. Если же впереди красный, а мотоциклист и не думает замедляться – тут же получит предупреждение.

Но общение мотоцикла с другими участниками дорожного движения и светофорами – дело будущего (хотя, возможно, и не столь отделенного – вспомните, как системы стабилизации на автомобилях буквально за считаные годы превратились из экзотики в обыденность). А пока в трафике действует закон: полагайся на себя. Что же сможет противопоставить мотоцикл всеобщему головотяпству – главной причине аварий?

Во-первых, по мере сил бороться с головотяпством своего хозяина. Например, с помощью камеры считывать дорожные знаки и возмущаться при превышении разрешенной скорости. Или сигнализировать об опасном сближении с другими участниками дорожного движения либо с препятствиями на дороге – готовя при этом тормоза к резкому замедлению и включая всю ходовую иллюминацию. А если «случилось страшное», то мотоцикл автоматически отправит сообщение об аварии с GPS-координатами в колл-центр. Причем такие системы появятся на двухколесных аппаратах BMW уже в ближайшее время. Будем надеяться, что не в комплекте с прибором для автоматической выписки штрафов, как предлагают некоторые европейские законодатели…

Системы безопасности, внедренные в экспериментальный BMW K1600GT.
Дополнительные светодиоды встроены в обтекатель. При возникновении опасной ситуации они начинают работать в режиме стробоскопа, увеличивая видимость мотоцикла.
В корпусах зеркал также зажигаются дополнительные светодиоды.
Службы экстренной помощи можно вызвать нажатием кнопки SOS.
Встроенная камера отслеживает обстановку на дороге и считывает дорожные знаки.

ПОЛУАКТИВ. Семь лет назад концерн BMW впервые в мире внедрил на своих мотоциклах систему электронной регулировки параметров подвески (ESA), позволяющую настраивать ее параметры на ходу. Через пять лет, в усовершенствованной ESA II, стало возможным кроме изменения гидравлических характеристик и поджатия пружин регулировать еще и жесткость. Следующий шаг – полуактивная система подвески DDC (Dynamic Damping Control), уже с успехом опробованная на спортивных автомобилях BMW M3 и М5, но адаптированная с учетом мотоциклетной специфики. Она работает совместно с ABS и DTC (трэкшн-контролем) и воздействует на гидравлические характеристики амортизаторов, изменяя кольцевой зазор, через который проходит рабочая жидкость (так называемый «клапан). Сопротивление автоматически увеличивается при разгоне, торможении, а также при прохождении поворотов – а во время прямолинейного равномерного движения амортизаторы «распускаются». По уверениям разработчиков, это повышает безопасность, комфорт – и даже удовольствие от вождения. Система DDC будет внедрена на мотоциклах BMW в ближайшее время.

Система Dynamic Damping Control (DDC).
Разрез передней амортизационной стойки с пропорциональным клапаном.
Задняя амортизационная стойка, рядом – поршень и пропорциональный клапан.

НА ЭЛЕКТРОТЯГУ. У нас ё-мобиль, у баварцев - E-Scooter. Прототип электроскутера был представлен журналистам этим летом одновременно с демонстрацией систем ConnectedRide и DDC. Внушительная машина, и по размерам, и по динамике (по крайней мере, что касается разгона с места до 60 км/ч), сравнимая с 600-кубовым «макси». По заявлениям разработчиков, запас хода составляет более 100 км, а время полной зарядки – три часа. То есть машина уже годится для ежедневных поездок на работу. Оригинально ее внутреннее устройство: подобно тому как во многих мотоциклах BMW функцию главного несущего элемента шасси выполняет силовой агрегат, так и здесь основа рамы – алюминиевый кожух аккумулятора. За батареей установлен электродвигатель, от которого идет привод зубчатым ремнем на промежуточный шкив, установленным на одной оси с маятником задней подвески, а уже оттуда – цепью на заднее колесо. Мощный двигатель слишком тяжел для того, чтобы встраивать его в ступицу – как на легких электроскутерах. О сроках запуска в серийное производство E-Scooter’a баварцы пока не говорят (хотя и отлаживают конвейерную линию на заводе в Шпандау – читайте репортаж с завода в следующем номере), но в его коммерческих перспективах уверены.

ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА ИННОВАЦИЙ

1986. Задняя подвеска Paralever, нивелировавшая нежелательные реакции привода валом.
1988. BMW K1 – первый мотоцикл с ABS в стандартном оснащении.
1993. Передняя подвеска Telelever.
2004. Система электронной регулировки параметров подвески ESA.
2005. Передняя подвеска Duolever.
2006. Система трэкшн-контроля ASC.
2009. Система ESA II и усовершенствованный трэкшн-контроль DTC.
2011. Система адаптивного освещения.

Подпишитесь на «За рулем» в