Попробуем без минирования

ПОПРОБУЕМ БЕЗ МИНИРОВАНИЯ

КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ

/КАРАУЛ

ПОПРОБУЕМ БЕЗ МИНИРОВАНИЯ

КАК ЗАЩИТИТЬ ГАРАЖ ОТ ВЗЛОМА

ТЕКСТ / АНДРЕЙ СИДОРОВ

Недвижимость всегда в цене. Будь то вилла на море, домик в деревне или гаражик в городе. Последний, как известно, существенно облегчает жизнь автомобилисту. Освобождается пространство под диванами, на антресолях, за шкафами и телевизором. Ненужное барахло, которое выбросить все же жалко, находит свое пристанище где-нибудь под верстаком. Ну а главное - есть куда спрятать машину. Но вот насколько надежно?

Если гараж с "Запорожцем" или подержанным "Москвичом" может обойтись и вовсе без ворот, то новенькая "десятка" или просто "Жигули" уже требуют надежных запоров. Породистый "Мерседес" - еще и вооруженной охраны. Иными словами, степень защищенности убежища должна соответствовать цене охраняемого объекта. Как же достичь такого компромисса?

Экскурсия по гаражным кооперативам, приуроченная к подготовке этого материала, позволила кое-что прояснить. К моему удивлению (и к радости потенциальных взломщиков), добрую половину автомобильных убежищ к таковым отнести невозможно. Проникнуть в них человеку с техническим складом ума - пара пустяков. Из инструмента понадобится лишь хороший лом с отогнутым плоским концом. Интересно, задумывались ли над этим владельцы таких бутафорских гаражей? Или легкомысленный подход к безопасности своего авто исходит из принципа: меньше знаешь - крепче спишь? Чтобы понять, насколько эфемерны иной раз надежды на стойкость гаражей ко взлому, поставим себя на место современного Деточкина.

Итак, наша задача - проникнуть в гараж. Сначала определим направление главного удара.

Классический подкоп не всегда эффективен - нужны рыхлый грунт, неглубокий фундамент под стенами гаража, слабенький пол внутри и относительно много времени для земляных работ. Вместе с тем, если объект - стандартный железный гараж, отчего бы не попробовать? Тем более, стенки его редко бывают толще 1 мм. Специальный нож, созданный по образу консервного, вскрывает эту "хозяйственную" сталь без труда и лишнего шума.

Защитить такой гараж - дело хлопотное. Придется "окапываться" со всех сторон: бетонировать с арматурной сеткой пол, укреплять изнутри стены и потолок стальной решеткой, листовой сталью или толстыми досками. Разнообразие вариантов ограничено лишь фантазией и возможностями владельца.

Кирпичный гаражный бокс изначально защищен чуть лучше, но и у него есть слабые места. Во-первых, крыша. Очень часто плиты перекрытий таких гаражей выступают над воротами, образуя элегантный козырек. Он-де защищает ворота от дождя. И вместе с тем - дает отличный шанс злоумышленнику. Поставил под козырек шпалу или бревно, на него гидравлический домкрат от грузовика и за пять минут под плитой получаешь вполне приемлемый лаз. Дальнейшее пояснений не требует.

Этот конструктивный недостаток можно нейтрализовать. Плиты перекрытий, как правило, пустотелые. Пробиваем в каждой заподлицо передней стенке гаража по два-три отверстия диаметром около пяти сантиметров, заводим сквозь них в пустоты анкерные крюки, цементируем их и привариваем к рамке ворот. Трудоемко, зато под козырек враг не пройдет.

И уж совсем забавно выглядят кирпичные боксы с шиферной или жестяной кровлей. Для проникновения сквозь них хватит и плоскогубцев или гвоздодера.

Но, допустим, крыша вашего гаража выдерживает прямое попадание "Боинга". Зато соседский - недвижимость, купленная впрок. Появляется этот сосед раз в году, а то и реже. Ворота его заросли травой и закрыты на дохленький замочек от почтового ящика.

Убеждать такого в легкомыслии - дело безнадежное. Из ценностей в таком гараже - дырявые кирзовые сапоги да матрас, доставшийся в наследство от бабушки.

А ведь разделяет вас стенка всего в полкирпича. Проломить ее кувалдой или тем же домкратом не составит большого труда.

Оказавшись в таком положении, мой знакомый дважды чуть не лишился своего джипа - спасала сигнализация. Устав от бесплодных переговоров и латания перегородки, он намертво заварил электросваркой соседские "врата ада". Столь железный "аргумент" вынудил соседа-провокатора продать гараж в нормальные руки, и вопрос таким образом был снят.

Однако чаще всего взломщик проникает в гараж все же через ворота, и именно об их надежности стоит позаботиться прежде всего.

Наш смекалистый автомобилист понапридумывал множество всяких хитростей, затрудняющих воровское ремесло. Конечно, создать абсолютно надежный гараж невозможно, да и незачем. Если затраты на его вскрытие превышают разумный, с точки зрения угонщиков, риск или не окупаются предполагаемой добычей, в него не полезут.

Это и есть необходимое и достаточное условие.

Петли ворот. В те времена, когда угловая шлифовальная машинка ("болгарка") с автономным питанием была редкостью, а за алмазными сверлами на производстве следил первый отдел, петли из цементированных поршневых пальцев двигателя ЯМЗ были вполне надежными. Иногда их дополняли кусками арматуры, наваренными с наружной стороны. Конечно, лобзику такая конструкция не по зубам, но прогресс не стоит на месте. Портативный ацетиленовый резак заставил мужика шевелить мозгами более энергично. Появились внутренние петли, напоминающие автомобильные, и торцевые, на упорных подшипниках. До них так просто не доберешься и сегодня это, пожалуй, лучшее решение поворотного узла ворот. Но весьма трудоемкое. Поэтому популярностью пользуются внутренние зацепы, входящие своими шипами в отверстия в стене или рамке. Разновидность их - большие гайки, приваренные торцами по углам ворот, и болты, притягивающие створки в закрытом положении к рамке. Неудобство пользования компенсируется относительной простотой изготовления и высокой стойкостью к взлому.

Особенно полезны они в столь уязвимом месте, как середина ворот, где обычно стоят шпингалеты. Последние, как правило, допускают некоторый люфт, а значит, есть щель между створками и возможность поработать ломиком.

Этого недостатка лишены шпингалеты-эксцентрики, притягивающие створки практически с такой же, как болты, эффективностью.

Еще одна ахиллесова пята - стык двух воротин. Если ему не уделить должного внимания, все наши ухищрения могут оказаться напрасными. 65-й уголок конструкционной стали (редкие ворота сделаны из большего) при длине (высоте) ворот около двух метров легко прогибается под напором все того же лома. Кстати, железнодорожный гвоздодер для рельсовых костылей в этом деле еще более эффективен. Поэтому длинные и прочные крюки, закрепленные в стенах и удерживающие середины створок, пусть и неэстетичны, зато полезны. А чтобы еще надежнее защитить это место, есть смысл сделать стык створок и вовсе недоступным лому. Для этого на наружную поверхность прижимаемой створки наваривают уголок или полосу, исключающую подковыривание ломиком.

И наконец, замки. Разновидностей их множество. Главное требование при выборе - качество изготовления и надежность. Сломавшийся в закрытом положении замок может занять ваш досуг на несколько часов, а то и дней.

Общая рекомендация: чем глубже установлен замок, тем меньше вероятность его вскрытия подбором ключей, взломом или повреждением. Представляете, что вас ожидает после инъекции в личинку эпоксидного клея? А народ у нас озорной, всегда рад разыграть соседа...

Болты крепления замков, выходящие на наружную поверхность ворот, при кажущейся надежности весьма уязвимы. Шляпки их, даже круглые, легко срубаются кузнечным зубилом или высверливаются, поэтому, как ни жаль портить новенький корпус замка, лучше его приварить к каркасу створки или специально изготовленному кронштейну.

Наружный висячий замок годен лишь для самоуспокоения, а по сути вреден. И чем он крепче, тем хуже. Перекусить или перепилить его дужку сегодня не проблема, зато стальной трос, заведенный в нее и прицепленный к КамАЗу, поможет вынести ворота вместе с рамкой и частью кирпичной кладки. Этому же поспособствует сверхпрочная ручка ворот. Уж если вешать наружный замок, то специальный, гаражный, "прилипающий" к воротам без зазора.

Конечно, есть и более действенные способы защиты охраняемого объекта, но они связаны с угрозой здоровью или жизни злоумышленника. К примеру, боевые отравляющие вещества - капелька иприта или понюшка зарина - и атака захлебнулась. Хорошо помогает минирование подходов, но способы эти годятся для врага, а угонщик - наш друг, товарищ и брат и находится под защитой закона.

А вот что действительно полезно и многим доступно - поставить гараж на сигнализацию в отдел вневедомственной охраны. Сегодня для этого даже телефонные провода тянуть не придется - есть выделенные радиоканалы (27 и 430 мГц). Вооруженный наряд прибудет через несколько минут и оприходует "посетителей" вполне профессионально.

Уверенный же в собственных силах владелец установит радиопейджер и у себя в квартире. Но, прибежав по звонку в гараж, он может услышать твердую и убедительную просьбу одолжить гостям ключи от автомобиля.

Эксцентриковый шпингалет надежно притягивает наружную створку ворот к внутренней.

Шпала, домкрат - и плита перекрытия плавно уходит вверх...

Такая крыша защищает разве что от дождя.

Болты с гайками и дополнительные засовы удержат ворота даже со срезанными петлями.

Той же цели служат уголки на створках ворот, в закрытом положении заходящие за рамку.

Наваренные на петли прутки затрудняют перепиливание.

Здесь закрепить трос не к чему.

Ручка хоть и перепилена, но что мешает угонщику накинуть петлю троса на замок?

Створка ворот и замок защищены от подковыривания.

Эти гаражи уже подвергались нападению.

Через такой лабиринт ломик не проходит.

Подпишитесь на «За рулем» в