Москва: «инародный» гараж
Программа «Народный гараж» провалилась – это можно считать свершившимся фактом. На пресс-конференции с руководителем Москомстройинвеста Константином Тимофеевым стало известно, что программа доживает свои последние дни. Но это не значит, что она исчезнет полностью, скорее трансформируется в нечто совершенно иное. Власти долго слушали жалобы горожан на то, что «народный» гараж по определению не может стоить так дорого. В итоге власть сдалась. Но не снизила цены, а просто решила поменять название.
Новое имя для «экс-народных» гаражей пока не придумано, а вот об отличиях будущей программы гаражного строительства от прежней уже многое известно. «Во-первых, гаражи станут гораздо комфортнее, – говорят в Дирекции гаражного строительства. – К ним будет проведено отопление, чтобы зимой автовладельцам не приходилось подолгу прогревать машину, на территории комплекса будут работать автомойки, шиномонтажи, небольшие магазины». Перед тем, как строить, по поводу каждого гаражного комплекса будут проведены публичные слушания, в которых примут участие автовладельцы близлежащих домов. Они-то и решат, нужны им все эти навороты или нет.
Но за удобства придется доплатить – новые гаражи будут дороже 350 000 рублей. Точную стоимость места пока, правда, не называют. «По каждому гаражу вопрос будет решаться отдельно, – рассказывает Константин Тимофеев. – Цены будут варьироваться от 35 000 до 700 000 рублей». Это еще одно важное изменение: дифференциация цен в зависимости от места расположения гаража. То есть чем дальше от центра, тем дешевле обойдется место. Повлияет на стоимость и размер гаража: в небольших комплексах, где количество мест не превышает сотню, она будет выше, чем в крупных объектах.
Приобрести место в гараже теперь можно будет в кредит. «Мы уже провели несколько встреч с банками, которые готовят ипотечные программы по приобретению гаражей на несколько лет под ставки от 8 до 12%», – объясняет Тимофеев. А нераспроданные гаражи власти станут сдавать в аренду. Планируется, что средняя стоимость арендованного места составит 3000 рублей, что не так уж дорого по нынешним меркам.
Это уже третье рождение программы гаражного строительства в Москве. Началась она еще в 2004 году, тогда строить гаражи планировалось исключительно за счет бюджета. В 2009-м к финансированию привлекли дольщиков. Теперь городской бюджет решили не использовать вовсе, положившись на средства дольщиков.
Несмотря на поговорку «Бог любит троицу», эксперты уже сейчас заявляют о провальности третьего захода. Президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин отметил, что смущает автомобилистов не только стоимость, но и недоверие к властям. Эксперт призывает чиновников объяснить людям, из каких факторов складываются цены на гаражи – только так можно развеять их подозрительность.
На мой взгляд...
– На мой вопрос, какой смысл повышать цену, которую и без того называли высокой, ответить никто из представителей ведомств, занимающихся реализацией программы «Народный гараж», не смог. Хотя прежде всего на этот вопрос им стоило бы ответить себе самим. Может, тогда и стало бы ясно, почему спрос на «доступные» гаражи невысок.
Сергей Настин, редактор