Пополам либо вдребезги
КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ
/"ЧАЙНИКУ" НА ЗАМЕТКУ
ПОПОЛАМ ЛИБО ВДРЕБЕЗГИ
КАК УБЕРЕЧЬ СТЕКЛА ОТ ТРЕЩИН И ЦАРАПИН
ТЕКСТ / СЕРГЕЙ МИГАЛИН
По кузову "Жигулей" забарабанили камни. А тут, как назло, встречный КамАЗ... Парень явно куражился, цепляя колесами гравий покрупнее - мол, держитесь, частники! Обреченные, понятно, приняли правее, к обочине. Одному не помогло. Раздался оглушительный - словно по стеклу выстрелили - удар! Прямо перед глазами замаячила крупная выбоина с сеткой трещин вокруг. Знать бы, как избежать такой встречи...
"АККУРАТНО, НО СИЛЬНО"
Так обещали бить одного из героев известного фильма. Резон в этой шутке есть. Насколько пострадает от камня стекло, зависит от кинетической энергии "бомбы" и концентрации удара. А движутся и камень, и стекло - так что в известной формуле нужно возводить в квадрат их суммарную скорость. Чаще всего главная роль принадлежит не камню, который редко летит с большой скоростью, а именно автомобилю - "носителю" стекла. Если при скорости под 120 "поймать" твердый камень с лесной орешек, в наружном слое триплекса останется отметина без существенных трещин вокруг. Масса камня мала, удар сконцентрирован на малой площади, и его воздействие на стекло локальное. А когда масса большая, то ей уже не обязательно быть твердой.
Однажды у нас на глазах стекло "жигуленка" вдребезги разбил упавший со встречного грузовика кочан капусты. Никакой местной отметины, естественно, не осталось. Да и не могло - кочан-то мягкий. Но масса такова, что при ударе мгновенно прогибается весь триплекс и разрушаются оба стеклянных слоя. Ну а если "гостинец" и тверд, и тяжел, то может пробить стекло насквозь.
Впрочем, большинству читателей эти тонкости не интересны. Вот цена замены стекла - другое дело... Поэтому, чтобы сберечь свои же кровные, сближаться со встречной машиной на гравийной дороге лучше не торопясь. Кстати, тогда и ваши камни полетят недалеко. Глядишь, все останутся при своих.
Разумеется, "подстраховать" стекло на все сто процентов нельзя, а вот уменьшить вероятность повреждения можно. Взглянем на рис. 1. Камни из-под колес летят по баллистическим траекториям. Иначе говоря, на первых метрах полета поднимаются. И если не хочешь, чтобы они достали до стекол, забудь про свои страхи - и держись к встречной машине достаточно близко. Ударов по "жестянке" и колесам не избежать. Но и тот, кто был подальше, на правой обочине, и лишался стекла, подвергался бомбардировке дверей и порогов не меньше. В граде камней подходящие найдутся.
Правда, подобная тактика спасает не всегда. Колеса машин, прицепов, имеющих малый задний свес, частенько бросают камни просто вверх. От этих спрятаться негде. Одна надежда на сниженную скорость.
Вернувшись к началу, отметим, что действовали частники не лучшим образом... Впрочем, эту ошибку совершают девять человек из десяти!
КОВАРНЫЙ ПЕСОЧЕК
Еще один враг стекол - это песок, поднятый в воздух ветром или другими машинами. "Бомбардируя" стекло, песчинки оставляют миллионы микроскопических выбоин. Такая "пескоструйка" делает стекло матовым. Насколько быстро, зависит от стекла (его твердости) и от песка, который в разных географических зонах неодинаков: тут песчинки тверже, там - крупнее, острее и т. п.
Можно ли спастись от песка? Если нужно ехать в пыльную бурю, то остается только посочувствовать - песок всюду: в воздухе, в глазах, ушах, фильтрах... Когда же песчаный "смерч" создает впереди идущая машина, от нее лучше поотстать. Крупные песчинки не слишком летучи, их удерживают только мощные вихри непосредственно за машиной. А подальше, в пыльном хвосте, их уже нет (рис. 2). Конечно, и пыль машине не на пользу, но на стеклах сказывается меньше.
Другой механизм действия песка - истирание стекол абразивом, попавшим в щетки "дворников" и уплотнители. Царапины порой столь глубоки, что о ремонте нет и речи. Это обычный удел лодырей, не желающих лишний раз мыть машину: тронул ручку стеклоподъемника - и заскрипело так, что скулы свело! Как алмаз в руке неопытного стекольщика.
КАК МЫТЬ СТЕКЛО
Дело это, кстати, тоже умения требует. Экономя на шампунях, многие в лучшем случае обходятся водопроводной водой, которая и простую-то грязь смывает плохо, а жирную тем более. Автовладелец усердно трет стекла тряпкой, а вездесущий песочек тут как тут. Там, где с шампунем хватило бы пары движений, требуется вдесятеро больше... Результат? Любую машину, незнакомую с шампунем, легко узнать по мутноватым стеклам и тусклой краске.
Это касается и омывателя стекла. Заправлять его водой дешевле. Но "экономия" выходит... царапинами. Так что специальная жидкость на спиртовой основе все-таки лучше. Она и мороз стерпит, и грязь лучше смоет.
И еще несколько простых советов. Для чистки стекла полезно иметь и "спецсредства" - хотя бы давно известную домохозяйкам "секунду". А сухие чистые тряпки хранить так, чтобы пыль и песок не имели к ним доступа. "Пустячок" довольно важный.
ЛЕДОКОЛ
Скребок для чистки стекол ото льда - вещь необходимая. В продаже есть всякие, порой - довольно мудреной конструкции. И чем она сложнее, тем больше лазеек для песка. Плохо, если он застрянет в скребке и наделает царапин. По моему опыту, самый лучший скребок - из плексигласа (рис. 3). Узкая и твердая чистящая кромка не удерживает песка, сама же стекло не царапает. Любой, умеющий держать в руках напильник, сделает скребок в пять минут.
Никогда не следует чистить стекло первым попавшимся предметом, поднятым с земли. Однажды, не найдя скребка, я воспользовался такой деревяшкой... и тут же увидел обидные царапины! Собственный плотницкий опыт был забыт: на грязных досках всегда есть песок - хорошим, острым инструментом к ним лучше не притрагиваться. Испортишь...
ПЕРЕХОДНЫЙ ВОЗРАСТ
Если в наружном слое триплекса появилась хотя бы одна отметина от камня, стекло уже ненадежное. Долго ли прослужит, неизвестно. Добросовестные страховщики стекло с отметиной обычно считают разбитым. Бывало, длинные трещины вырастали от нее, когда машина хранилась в гараже, на стоянке - без видимых причин. Когда же это происходило при движении по неровной дороге, подъеме машины домкратом, хозяин понимал: причина неприятности - перекос кузова. С появлением вклеенных стекол эти случаи участились: жестко связанное с кузовом, стекло нагружено сильнее. А задние вклеенные закаленные стекла (сталинитовые) порой словно взрываются. Особенно если на кромке стекла дефект или в каком-нибудь месте оно слабо приклеено. Соседние участки перегружаются... и раздается хлопок!
Зимой контингент пострадавших расширяется вследствие еще одного физического эффекта. Что получится, если за бортом минус 30, а в салоне, врубив отопитель, греются любители подледного лова да еще и направляют горячий воздух на стекло? Слой триплекса внутри салона нагрет, а внешний охлажден. Теплопроводность полимерной пленки между ними низкая. Из-за этого внутренний слой сжат, а наружный растянут. Он-то обычно и лопается. Начало трещине дает какой-нибудь "концентратор напряжения" - щербинка на кромке стекла, о которой хозяин часто и не знает, или отметина от камешка (рис. 4).
Кстати, приобретая новое стекло, как можно внимательнее осмотрите покупку. В первую очередь убедитесь, насколько ровна кромка триплекса. Замена стекла - дорогое мероприятие, а случалось, что из-за незаметной щербинки стекло трескалось уже при монтаже! Чуть посильней нажали - и конец!
Закаленные стекла (сталинит) никаких отметин от камней не терпят. ("Пескоструйка" возможна, но она не в счет.) Особенность такого стекла - в распределении внутренних напряжений: сердцевина стекла упруго растянута, как пружина в "модели" (рис. 5 а), края сжаты (рис. 5 б). Извлечь любой из брусков "модели" тем труднее, чем сильнее пружина. Из сталинита тоже не всякий камешек способен выбить кусочек - нужна немалая энергия. Выходит, закаленное стекло прочнее обыкновенного, из триплекса? Но на наших дорогах к услугам водителя любые камни! Поэтому сталинит может разбиться в первой же поездке. Большинство автопроизводителей делают из него только стекла дверей, боковые, задние. У сталинита лишь два состояния - это или полноценное стекло, или куча стеклянных "зерен". Триплекс же, даже разбитый, обычно остается в проеме кузова, позволяя хотя бы не замерзнуть, пока будешь дожидаться ГИБДД.
Рис. 1. Так разъезжаются на гравийной дороге: а - правильно; б - с риском разбить стекла.
Рис. 2. Движение в пыльном хвосте.
Рис. 3. Скребок из плексигласа.
Рис. 4. Характер нагрузок на стекло при обдуве горячим воздухом изнутри и холодным снаружи.
Рис. 5. "Модель" закаленного стекла (а) и нагрузки в нем (б).