Петер Шрайер: мы должны быть впереди всех
ZR.RU: Господин Шрайер, вы уже давно в Kia Motors. Как вам работается в этой компании? В чем разница подходов к дизайну в Kia и Volkswagen, где вы также работали раньше и снискали себе популярность?
Петер Шрайер (ПШ): Больших различий в процессе работы в этих двух компаниях я не вижу. Однако в подходах разница есть, и довольно существенная. Дело в том, что в Volkswagen, да и вообще в Европе, существуют уже устоявшиеся традиции автомобилестроения, которым более 100 лет. Однако если взять Корею, то собственные автомобили в этой стране появились лишь 30-40 лет тому назад. Тем не менее, за это время ей удалось с нуля стать одной из важнейших стран-производителей, и меня это восхищает. Я думаю, это одна из тех черт, которая отличает корейцев от европейцев, к примеру, немцев. Корейцы всегда идут вперед и быстро, но последовательно принимают решения. Точно так же корейские производители быстро начали строить свои заводы по всему миру: в Словакии, Чехии, США, России, Китае, Турции, Индии. Но при этом автомобили, которые производятся на этих заводах, ориентированы и на локального потребителя. Я думаю, в этом и заключается основная разница между ними и немецкими фирмами, которые чересчур централизованы. Такой же подход наблюдается и в дизайне.
К примеру, у нас в Kia есть три дизайн-студии: в Калифорнии [имеется в виду студия в Иривине. - Прим. авт.], во Франкфурте и в Сеуле. Эти три студии конкурируют друг с другом, но при этом для меня они все одинаково важны. В Европе их бы назвали студиями-сателлитами, но для меня они - не сателлиты, они играют одинаково важную роль и работают над одинаковыми по важности производственными проектами. У нас не возникает ситуаций, когда какая-либо студия предлагает свой проект центральному офису, а потом получает отказ. Все эти студии мне действительно нужны, мне нравится, что от них поступают действительно интересные, но при этом разные предложения. Иногда решения даются мне очень непросто. Однако это дает нам многогранный подход. Мы говорим о cultural diversity - культурном многообразии, и в Kia у нас настоящий конгломерат из разных культур и стран, и он, делая работу интереснее, приносит свои плоды.
ZR.RU: Вы упомянули традиции в автомобилестроении. В этой связи позвольте задать такой вопрос: как вы думаете, в будущем станут господствовать тенденции к глобализации или все же останется место и традициям? Если последнее, то что можно ожидать в этой связи от Kia?
ПШ: Я думаю, глобализация и традиции не обязательно противоречат друг другу, и я бы скорее стал говорить не о традициях, а об автомобильной культуре. Безусловно, плюс американских и европейских компаний в том, что у них есть эта самая вековая автомобильная культура. Но одновременно мы находимся в ситуации, когда появляются компании новые, молодые, но создающие при этом прорыв, инновации. Как весенняя гроза, смотря на которую можно видеть свежую, мощную силу. Но, с другой стороны, это был вызов для нас, потому что приходилось начинать с чистого листа, что, впрочем, было весьма увлекательно.
ZR.RU: Я понимаю, что вы имеете в виду. Новый стиль Kia стал заметен сразу. Однако, с другой стороны, многие обратили внимание, что с появлением нового фирменного стиля выросли и цены на автомобили Kia. Это связано с дизайном или лучше адресовать этот вопрос в отдел маркетинга?
ПШ: К сожалению, не могу вам ответить по поводу цен в России. Впрочем, на мой взгляд, помимо низкой цены немаловажную роль играют и другие вещи: качество, привлекательный дизайн, доверие марке, надежность. Я убежден, что качество автомобилей постоянно улучшается, причем не только в том, что касается внешних атрибутов, но и повышается безопасность, улучшается управляемость, растёт комфорт. Мы сейчас с вами обсуждаем прежде всего нижний ценовой сегмент, а не премиум-марки. Однако в этом ценовом сегменте тоже необходимо быть впереди всех! Если выпускать машины, которые будут просто очень дешевыми, то завтра появится кто-нибудь, у кого они будут еще дешевле. Именно поэтому надо делать не просто самую дешевую продукцию, но ту, которая будет лучше, чем у других. Поэтому я уверен, что покупатели скорее заплатят чуть-чуть больше, чтобы получить за эти деньги что-то действительно качественное. Именно поэтому важно находить удачный баланс между качеством и ценой.
ZR.RU: Недавно мы видели трехдверную Kia Picanto, представленную для британского рынка. Увидим мы ли ее в России?
ПШ: К сожалению, не могу вам ответить по этому поводу, лучше вам спросить об этом в отделе продаж и маркетинга. Отмечу лишь, что на мой взгляд трехдверный автомобиль выглядит совсем иначе, динамичнее, чем пятидверка. Думаю, если вы напишете об этой машине и возникнет соответствующий интерес, появление такой модификации на российском рынке будет более вероятным, но это - не мое решение.
ZR.RU: Тогда другой вопрос. Когда дизайнер начинает работу над проектом, он сталкивается с большим количеством информации: стандарты фирмы, государственные нормы, продукция конкурентов и т.д. Не чувствуете ли вы себя в этой связи этаким рабом обстоятельств, зависящим от внешних факторов?
ПШ: Вы знаете, это одна из причин, почему у нас работают молодые и не столь обремененные необходимостью действовать по кем-то установленным правилам дизайнеры. Но я вам приведу пример из другой области: недавно я прочитал, что если научно проанализировать тело человека и всю ту информацию, которую мозг запрашивает у органов чувств, и сопоставить ее со скоростью ответа, то чисто теоретически игра в пинг-понг должна представляться непосильной задачей, поскольку события в ней развиваются слишком быстро. И если начать об этом думать именно когда играешь, то играть не получится. Конечно, у нас, у дизайнеров, много ограничивающих факторов: в каждой стране свои законы и требования, кроме того существует безумно большое количество технических моментов. Если начать думать обо всем этом, когда идея только зарождается, можно попросту сойти с ума. Поэтому лучше мыслить относительно вольно и дать молодым дизайнерам возможность проявить себя, а уже потом уделять внимание технико-нормативной стороне вопроса, не забывая, конечно, про первоначальный замысел. К примеру, с каждым годом от производителей требуют все большей защиты пешеходов, те же фары автомобиля, поворотники, стоп-сигналы - все регламентируется, вплоть до высоты. Об этих требованиях стоит помнить и выполнять их, но вначале лучше все же сконцентрироваться на общей идее.
ZR.RU: Сегодня во время лекции вы сказали, что иногда дизайнеры находят свое вдохновение в искусстве. У вас есть любимый художник или какой-либо еще деятель искусства? Если да, то кто это?
ПШ: Вы знаете, на самом деле таких много. Меня восхищают художники, у которых есть собственная идея, концепция, которую они последовательно воплощают в жизнь. Например, мне нравятся работы Сая Твомбли, который, к сожалению умер несколько недель назад. Когда люди видят его произведения, они зачастую говорят: «Ну, так я тоже могу!», но на самом деле это не так! Что же касается других сфер искусства, например, музыки, то меня вдохновляет Майлз Дэвис и Фрэнк Заппа. На самом деле я люблю сочетание различных стилей.
ZR.RU: Есть ли в вашей команде дизайнеры из России? И если нет, то почему?
ПШ: К сожалению, в настоящий момент дизайнеров-россиян у нас нет, есть лишь российские немцы, хотя вообще трудятся люди разных национальностей. Когда я работал в VW, у меня был в команде один дизайнер из России. Впрочем, думаю, тут нет взаимосвязи с национальностью, все зависит от таланта и опыта сотрудника и от того, насколько он вписывается в коллектив. Происхождение не играет никакой роли. Если в будущем я вдруг встречу талантливого дизайнера из России, я возьму его к себе на работу сразу же. То, что у нас в Kia пока таких нет, скорее случайность, но уверен, что вообще такие люди есть. В конце-концов, у нас в команде работают дизайнеры примерно 20 различных национальностей.
ZR.RU: Как вы считаете, что самое главное для дизайнера?
ПШ: Для дизайнера важна прежде всего открытость. Он должен много путешествовать, открывать для себя новые страны. Например, мне было очень интересно приехать в Россию, посмотреть, как выглядят улицы, люди, движение, увидеть, чем живет человек, как он ездит, ведь благодаря этому возникает совсем другое чувство страны. Мне нравится открывать для себя новые страны, потому что именно таким образом ты постоянно учишься. Я и раньше часто бывал в Корее, теперь езжу туда постоянно, но все равно каждый раз, когда там оказываюсь, нахожу для себя что-то новое. А на прошлой неделе мы были в Италии и Швейцарии. Конечно, эти страны находятся не так далеко от Германии, но и там я постоянно учусь. Мне кажется, это самое важное для дизайнера - не просто сидеть где-то на одном месте и смотреть Youtube, а видеть и чувствовать настоящий, живой мир. С другой стороны, хороший дизайнер должен обладать разными талантами - необходимо понимать не только креативную, но и техническую часть создания автомобиля и грамотно сочетать их. В конечном итоге ни один сотрудник в компании не знает об автомобиле от начального проекта до производственной версии столь много, сколько знает дизайнер. Понятно, что в любой компании есть инженеры, специалисты по маркетингу, продажам и другие сотрудники. Но дизайнер должен быть в какой-то степени каждым из них, и это также очень важно.
ZR.RU: Господин Шрайер, спасибо вам за это интервью!
ПШ: Спасибо вам, было очень приятно!