Охота на блох
/ДИАГНОСТИКА
ОХОТА НА БЛОХ
ПРОСТЕЙШИЕ НЕИСПРАВНОСТИ ВПРЫСКА
ТЕКСТ, ФОТО / ГЕННАДИЙ ЕМЕЛЬКИН
"Плавающая" неисправность способна взбесить даже самого невозмутимого человека. Скажем, двигатель начинает капризничать и глохнет на перекрестке, но ведет себя идеально в автосервисе...
Между тем некоторые "плавающие" неисправности можно вылечить самостоятельно - например, плохой контакт, когда достаточно пошевелить провода или предохранители. Расскажем об одной из таких неисправностей, характерной для впрысковых ВАЗов.
После пуска холодного двигателя обороты холостого хода устанавливаются на отметке около 900 об/мин. Но стоит несколько раз прогазовать, как они поднимаются до полутора тысяч, а то и больше и уже не опускаются. Обычно так происходит в первые минуты движения. На нормальные холостые двигатель возвращается только после повторного пуска. Хорошо, если дефект удается продемонстрировать на автосервисе, но почему-то именно там мотор работает как часы.
Что ж, заглянем под капот (см. рис.). На холостом ходу воздух в двигатель должен поступать через дроссельный патрубок 2, его количество регулируется запорной иглой клапана 4. Повышенные обороты - признак того, что воздуха слишком много. Причин только две: либо неплотно закрыта дроссельная заслонка 3, либо компьютер считает, что педаль газа нажата.
С заслонкой разобраться просто: ее рычаг должен касаться регулировочного упора. Перетянутый трос иногда заедает в оболочке. Значит, нужно дать ему небольшую слабину. Делается это так: двумя ключами "на 13" ослабляем две гайки крепления троса, двигаем оболочку и закрепляем ее. "Подкусывания" заслонки, встречающегося в карбюраторах, здесь не бывает - мощная возвратная пружина не дает ей зависать в промежуточных положениях.
Если с тросом порядок, идем дальше - проверяем датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ). Это обыкновенный переменный резистор. На один вывод подается +5 В, второй соединен с "массой", а с третьего снимается напряжение для контроллера. Чем больше угол поворота заслонки, тем выше выходное напряжение. Датчик установлен прямо на оси заслонки и поворачивается вместе с нею. На электрической схеме этот контакт обозначен буквой С, к нему подходит голубой провод с оранжевой полосой. Чтобы проверить работоспособность датчика, измерим напряжение на этом контакте при закрытой заслонке. Оно должно быть в пределах 0,3-0,7 В. Разъем расположен неудобно, щупом тестера не подобраться. Лучше воспользоваться обыкновенной булавкой. Надо воткнуть ее в разъем датчика со стороны проводов, как показано на фото 2. Измерения проводим при включенном зажигании и установленном на место разъеме.
Все в норме? Не торопитесь праздновать победу - неисправность-то "плавающая". Поэтому придется возить с собой тестер, чтобы при первом же сбое холостого хода остановиться и проверить напряжение (булавка должна оставаться в разъеме). Если оно больше нормы, датчик необходимо заменить. Если нет - виноват регулятор холостого хода 1 (см. рис.). Бывает, он заедает в промежуточных положениях, тогда придется покупать новый.
Как видите, иногда можно обойтись без автослесаря, сложного оборудования и лишней траты времени и денег.
Схема регулировки подачи воздуха регулятора холостого хода: 1 - шаговый двигатель; 2 - дроссельный патрубок; 3 - дроссельная заслонка; 4 - запорная игла клапана; 5 - разъем шагового двигателя.
Дроссельный патрубок: рычаг заслонки 1 должен касаться винта 2.
Для удобства подсоединения булавки разъем лучше снять.
Проверка датчика (указан стрелкой) положения дроссельной заслонки.