"уралам" на зависть
МЫ И АВТОМОБИЛЬ
/ПУТЕШЕСТВИЕ
"УРАЛАМ" НА ЗАВИСТЬ
ИЗ ВЛАДИВОСТОКА В ПИТЕР - СВОИМ ХОДОМ
ТЕКСТ, ФОТО / ВИТАЛИЙ МУШТА, ХАБАРОВСК
У каждого есть мечта: кто хочет поймать самую большую рыбу, кто выиграть миллион... С момента приобретения "Крокодила" - "Тойоты-Лендкрузер 74" я мечтал принять участие в настоящих внедорожных соревнованиях. Например, в таких, как "Ладога" - международном трофи-рейде по Карелии. Для многих - не вопрос. А если ты живешь на другом конце страны, в Хабаровске? Есть два пути решения проблемы: можно отправить машину в контейнере по железной дороге - именно так попадает на Большую землю абсолютное большинство "японцев" - или добираться своим ходом. Я выбрал второй вариант...
Нашлись и спонсоры, и штурман, и даже попутчики: еще две "Тойоты", а также прибалтийский "уазик", нареченный "Бобиком". Неожиданной проблемой оказались карты - ехали, что называется, "по пачке Беломора".
Стартовать решили от самого края страны - от пролива Босфор Восточный у Владивостока. К ночи по М60 добрались до Хабаровска, еще день до Биробиджана - здесь асфальт закончился, пошла пыльная отсыпка. Машин на трассе на удивление мало, как, впрочем, и бензоколонок - решили заехать на ближайшую у станции Бира. Лучше бы мы ее не заметили! После заправки из выхлопных труб пошел дым непонятного цвета, двигатели перестали тянуть, а последствия этого опрометчивого шага мы ощущали всю дорогу.
В поселке Архара поинтересовались дорогой - по причине нетрезвого удивления ответы архаровцев сводились к словам: "Ну, вы, блин, это...". Дальше можно было ехать на Белогорск, по новому мосту через Зею или на Благовещенск - в конце концов повернули на юг. В Благовещенске плавился асфальт - плюс 36° в тени! - зато с набережной виден китайский город Хэйхэ. Экзотика! Ночевали на природе, на берегу речки - получилось. Костерок, сытный ужин, сто грамм...
В поселке Свободный сфотографировались у КПП космодрома и с ветерком рванули по широкому асфальту строящейся федеральной трассы "Амур". Торопились опрометчиво - после небольшого мостика пришлось менять оторванный амортизатор на одном "Крузере" и дальше внимательно следить за дорогой. Вскоре об асфальте забыли - пошла гравийка: каждый вечер подкручивали гаечки, болтики, крепили груз в кузове "Хай Лакса", укладывали развалившиеся по салону вещи. Прошли Сиваки, Магдагачи; недалеко от Талдана "Амур" закончился, съехали на грунтовку. Попетляв по оставшимся после добычи золота отвалам, выскочили на дорогу к Соловьевску, через который идет магистраль М56 "Колыма": по ней легко попасть в Якутск, а если повезет, то и в Магадан. Трасса отнюдь не оживленная, перед редкими деревнями и мостами стоят древние бетонные доты.
Сковородино для перегонщиков - конечный пункт Амурской области. Дальше все нормальные люди грузятся на платформы и "чух-чух-чух ту-туу". Мы же простых путей не ищем, поэтому спрашиваем местных: "Как лучше проехать на Читу?" Нас долго не понимают, указывают на станцию и твердят "платформа, железная дорога...", потом неопределенно машут рукой на запад: туда, мол. Едем. Реку Ольдой форсируем по недостроенному мосту, сунув человеку при шлагбауме тысячу рублей - просил больше, ссылаясь на распоряжение начальника, но сторговались. Ночевали на берегу, наблюдая оживленное движение по "закрытому" мосту. Интересно, что выгодней для строителей: достраивать его или открывать-закрывать шлагбаум?
Пошли растаявшие зимники. Халан, Улятка - скорость продвижения подчас лимитируется возможностями лебедки. За день проходим 85-120 км. Добрались до поселка Ерофей Павлович, где у несчастного "73-го" "Крузера" развалился подшипник генератора. В закромах Родины - так мы прозвали ящик с запчастями в "уазике" - нашелся похожий, но не хватает фигурной шайбы. Зато есть хорошие люди! В пятницу вечером они открыли мастерские, включили станок дореволюционной постройки, дали нам самодельный инструмент - со второй попытки (без чертежей, "на глазок") самостоятельно изготовили то, что надо. Поставили - работает!
Переправившись через реку Уркан по метровой глубины броду, полезли в горы. Изредка попадаются машины, мотоциклисты. Бензин А-76 по десятке за литр, солярки нет - достаем канистры. У Семиозерного снова выскочили на "Амур", добрались до поселка Ключевский. Красивое старое поселение стоит на склонах двух сопок, а главное - мороженое в магазинчике! Цивилизация! Опять спросили дорогу на Читу. Дядька на полноприводном КамАЗе дал довольно точное описание пути и уточнил: "В хорошую погоду и малую воду, если повезет и не застряну, иду часов сорок шесть, а не повезет - неделю".
Поселок Сбега назван так потому, что там сходятся три дороги. Выбираем "Дорогу восьми бродов" - все они через рукава реки Урюм. Попался одинокий мотоциклист: "Вы куда? Дальше дороги нет! Я там даже на мотоцикле не езжу!" При форсировании очередной водной преграды двигатель "Хай Лакса" хлебнул водички, залило электрооборудование - выдернули из реки длинным тросом, как морковку. Привал: продувка, прочистка, просушка. Вечером мимо нашего лагеря прошел полноприводный "Урал" с домашним скарбом - первая попутная машина за трое суток...
Заброшенная дорога вдоль железнодорожного полотна осталась еще со времен строительства Транссиба. Иногда встречаются гати, местами и их нет, приходится продираться по мари - это такое верховое болото: тонкий слой дерна, метровый слой жижи, ниже камень. Здесь главное - угадать правильное направление. В одно из "неугаданий" на "Бобике" сгорела пятитонная электрическая лебедка. Выручили росшее метрах в семидесяти одинокое дерево и механическая лебедка "Крузера"...
На следующий день догнали "Урал". Он уже никуда не торопился, прочно обосновавшись в болоте. Построив очередной мостик, бодро проскакиваем мимо - и тут же увязаем сами. Человек, придумавший механическую лебедку, заслуживает памятника. Выкарабкались. В трехстах метрах еще один безнадежно замерший "Урал", а чуть дальше - ура! - начинается твердая дорога.
Пока вытягивали последнюю утонувшую в грязи машину, навстречу подъехали два новеньких УАЗа: "Как дорога?" - "Ну, мы прошли..." И многозначительное молчание на фоне застрявшего "Урала". "Уазики" развернулись и уехали на станцию. К вечеру были в Аксеново-Зиловском, дальше до Читы нормальная дорога. В Чите цивилизация! Автомойка! Еда в ресторане! Баня!!!
Иркутск, Красноярск, Новосибирск, Омск, Курган, Челябинск - для нас уже почти Европа. Были и здесь приключения, но по сравнению с тем, что мы прошли... Ехали себе и ехали - без грязи, без лебедок. Самара, Москва, Питер - на Исаакиевской площади одометр высвечивал уже одиннадцать тысяч километров. Финиш. Усталость и радость - МЫ ЭТО СДЕЛАЛИ!!!
ПОЗДРАВЛЯЕМ ПОБЕДИТЕЛЕЙ!
Ровно год назад мы предложили читателям поделиться впечатлениями об автомобильных путешествиях. Рады, что многие из вас откликнулись на это предложение. Редакция получила немало авторских материалов - лучшие были опубликованы в журнале. Наряду с описаниями конкретных поездок были здесь и обзоры маршрутов, и рекомендации, и оперативная информация. Хорошо, если вы с интересом прочли эти публикации. Вдвойне, если они помогли вам при подготовке к вояжу или подвигли отправиться в путь - тогда можем считать, что с вашей помощью мы выполнили сверхзадачу.
Как и обещали, редакция награждает авторов наиболее интересных работ не просто ценными, но нужными в путешествии призами. Слишком много места в машине не бывает - СВЕТЛАНА БАРМИНА из Москвы (ЗР, 2001, № 5, 9, 10) получит в подарок багажный бокс на крышу своей "Волги". Пользуясь автономным компрессором, ЮРИЙ ПЛЮЩЕВ из Сергиева Посада (ЗР, 2001, № 2, 8) не только подкачает колесо "Нексии", но и надует матрас или резиновую лодку. В отсутствие сервиса рассчитывать приходится только на самого себя - вдали от цивилизации москвичу ГРИГОРИЮ ДЬЯКОНОВУ (ЗР, 2001, № 6) и его "уазику" пригодится набор хороших инструментов. Поздравляем!
И объявляем новый конкурс на 2002 год. Условия те же: объем материала любой, но не более 7-10 машинописных страниц (12-17 тыс. знаков); разумеется, ждем фотографий. Рукописи не рецензируем и не возвращаем; высылайте в адрес редакции (почтовый) или электронный: [email protected]. Путешествуйте, снимайте, пишите!