Mazda Sport Cup: два дня до финала
Попадание в финал любительского турнира Mazda Sport Cup, с одной стороны, - большая удача: не каждый день появляется шанс стартовать в настоящей гонке за рулем специально подготовленной машины. С другой стороны, это и немалая ответственность. Если на первых этапах турнира еще была возможность отнестись ко всему происходящему легкомысленно, на финал надо приезжать либо в полной боевой готовности - либо не приезжать вообще. Во-первых, слабины тебе не простят товарищи по команде (напомним, что финал Mazda Sport Cup - это двухчасовая командная гонка). Во-вторых, сам собой делаешься серьезным, понимая, что на каждого участника финала приходится пять соперников, которые очень хотели оказаться на «Смоленском кольце», но отсеялись - и сейчас наверняка кусают по этому поводу локти.
Умение быстро ездить складывается из разных факторов, но среди них есть два самых важных: мастерство и накат. Надо, во-первых, знать, что делать, а во-вторых, многочисленными повторениями довести свои действия на трассе до определенной степени автоматизма. За знаниями проще всего отправиться в Mazda Sport Academy. В этом «учебном заведении» как раз есть программы, ориентированные не на безопасную езду по дорогам общего пользования (что ставят во главу угла в большинстве школ контраварийного или экстремального вождения), а на максимально эффективный пилотаж по гоночной трассе. Где цель - лучшее время на круге, а сохранение машины в целости и сохранности - только одно из промежуточных условий для достижения цели.
Приемы, которым учат инструкторы Mazda Sport Academy во главе с известным гонщиком Олегом Кесельманом, нельзя назвать высокосложными - но пойди додумайся до них сам! На обычной дороге мы привыкли тормозить плавно, постепенно наращивая усилие, а на автодроме - наоборот, инструкторы требуют бить по педали со всей силы, до срабатывания АБС, и плавно отпускать педаль уже перед самым входом в поворот. С газом же надо с самого начала обращаться плавно, причем «игра газом» считается ошибкой: усилие на педали при разгоне должно только увеличиваться. Если в середине разгона водитель чуть сбросил газ - значит первое нажатие на педаль было слишком сильным или чересчур поспешным...
Кстати, болельщикам с трибуны кажется, что гонщики всегда либо разгоняются, либо тормозят - и третьего им не дано. А на деле так называемая «дорога домой» на трассе в подмосковном Мячкове (своего рода «змейку»: правый 90-градусный поворот - короткая прямая - левый 90-градусный поворот - короткая прямая...) проходится именно на ровном газу. Иначе на разгонах и торможениях машину расшатает - ведь на коротких прямых руль держишь прямо не так уж и долго. Пусть вызванные этим заносы будут отнюдь не критическими и скорректировать их удастся быстро — ценные доли секунды все равно будут на этом потеряны. Гонщик в целом, оказывается, должен действовать гораздо плавнее и спокойнее, чем это представляет себе обыватель. «Рваная» езда выглядит эффектно, но нужного результата не приносит: скорость теряется и из-за ошибок (вероятность которых выше), и из-за того, что сильно «разбалтывающаяся» машина чаще теряет сцепление с трассой...
Час теоретических занятий и три часа на трассе - многому ли можно научить за полдня? Как выяснилось - многому. Вот типичная ситуация для участников Mazda Sport Cup. На самом первом, нижегородском этапе турнира два водителя показали примерно равное время на круге - разница составила одну десятую. После этого один прошел курс в Mazda Sport Academy, а другой не смог из-за постоянных разъездов. И на следующем этапе соревнований разница между двумя водителями выросла уже до полутора секунд!..
Что же касается второй важной составляющей быстрой езды - наката, то его можно получить только в рамках трек-дней. Самый известный бренд в этой сфере — MaxPowerCars Yokohama Open Cup. Строго говоря, это турнир, организованный известным российским гонщиком Максимом Травиным (сейчас он выступает в немецкой Формуле-3 и имеет неплохие шансы стать чемпионом в своей категории). Цель на этапе - показать как можно лучшее время круга, получив в свою «копилку» определенное количество очков. Цель на год (этапы проходят на разных трассах) - набрать как можно больше таких очков, что позволит принять участие в «распиле» призового фонда размером больше миллиона рублей.
Впрочем, зачетные заезды на время проходят только во второй половине дня. А в первой — тренировки в достаточно свободном режиме. Всего в расписании «помещается» от десяти до двенадцати десятиминутных тренировочных сессий, причем драки за место в этих заездах не наблюдается - и те, кому нужен накат в больших количествах, могут практически не вылезать с трассы. Формат MaxPowerCars Yokohama Open Cup оказался настолько удачным, что в заездах принимают участие самые разные водители на самых разных машинах. Кто-то просто отводит душу за рулем стандартных автомобилей, на которых гонять по обычным дорогам небезопасно и некомфортно - от Renault Clio RS до Ferrari 458 Italia. Кто-то использует заезды для обкатки свежепостроенного тюнинг-кара, выявляя пробелы в картографии мотора и попутно проводя тонкую настройку подвески. Элита же MaxPowerCars Yokohama Open Cup - специально подготовленные для этого турнира машины и их гонщики, не на шутку воюющие за каждую десятку в самом крутом классе Unlimited. По сути это уже самый настоящий автоспорт: с перевозкой боевой машины на прицепе или автовозе, с оплаченными механиками и несколькими комплектами резины на гонку, с бюджетами, превышающими призовой фонд чемпионата...
Но это отнюдь не значит, что участникам на стандартных машинах здесь некомфортно, что они весь заезд только и уворачиваются от более быстрых автомобилей. Отнюдь: десять участвующих в каждой тренировке машин по хорошей трассе - к примеру, «Нижегородскому кольцу» под Богородском или «Смоленскому кольцу» под Дорогобужем - легко могут распределиться так, чтобы не мешать друг другу, чтобы у каждого был приличный участок свободной дороги.
Провалить по трассе «на ушах», попытаться проехать круг как можно быстрее - естественный рефлекс для влюбленного в гонки человека. Но на тренировке приходится себя сдерживать: задача - не выдать один-единственный шедевральный круг, а добиться стабильной езды. Чтобы торможение выполнялось в одной и той же точке (а не с разбросом в пятьдесят метров), чтобы в повороте машина раз за разом ехала «по своим следам» (а не писала на каждом круге уникальную и неповторимую траекторию)... Должен появиться некий фундамент, оперевшись на который, гонщик может продолжать самосовершенствование, осваивать нюансы пилотажа.
Для начинающего пилота даже эта задача без постоянного контроля со стороны инструктора оказывается непростой. Поначалу подводит буквально все: память, глазомер, нервы, руки и ноги (которые вечно стремятся повернуть руль чуть сильнее, чем на прошлом круге, или нажать на педаль чуть плавнее). Лишь ближе к обеду начинает казаться, что в твоих действиях появился мало-мальский автоматизм. Только казаться или так и есть на самом деле? Возможность проверить представится уже совсем скоро: в субботу, 3 сентября, по ходу финала Mazda Sport Cup на «Смоленском кольце»...