Соблюдаем правила... хорошего тона
КТО МЕШАЕТ НАМ НОРМАЛЬНО ЕЗДИТЬ ПО ДОРОГАМ?
В доавтомобильную эпоху аварии на дорогах тоже случались, но не сравнить же с тем, что происходит сейчас. И дело не только в количестве участников движения - в конце концов, дорог тоже было куда меньше. Остряки, например, утверждают, что за безопасность движения отвечал не столько человек, сколько... лошадь, которая соображала гораздо лучше наездника!
Первопричиной подавляющего большинства дорожно-транспортных происшествий является ныне то, что психологи называют довольно безликим, казалось бы, термином - Человеческий Фактор. А ведь происшествий могло бы и не быть, если бы...
А что, собственно, "если бы"? Начиная с этого номера, мы как раз и попытаемся исследовать многогранное понятие человеческого фактора применительно ко всему происходящему на наших дорогах - от проселочных до автомагистралей. А начнем с того, что с некоторых пор присутствует среди нас ежечасно и ежеминутно. Увы, это -
ХАМСТВО
"Человек - единственное животное, которое причиняет другим боль, не имея при этом никакой иной цели".
АРТУР ШОПЕНГАУЭР
Боль, как известно, бывает не только физическая, но и моральная. И еще неизвестно, какая из них приносит больше страданий...
Англичанин спокойно простоит перед закрытым шлагбаумом столько, сколько нужно. Закрытый шлагбаум - это осознанная необходимость, а не ущемление его прав. А если по встречной полосе всех лихо объедет какой-то автомобиль, то все знают: это - иностранец. Говоря проще - хам. И несложно вычислить его национальность...
В Англии все закончится нормально - из-под земли вырастет полицейский и накажет хама так, что тот запомнит это надолго. Даже если речь о персоне королевской крови. И очередь знает - иначе и не могло быть! Но если перенестись из их Шеффилда в наш Подольск, то победа останется за хамом! Сначала его "тачка" лихо объедет всех законопослушников и пристроится чуть ли не за шлагбаумом, тут же за ним потянется еще десяток таких же... Среди них обязательно будут автомобили с голубыми номерами, с триколорами и прочими аналогами "желтых штанов" из данелиевской классики.
Возьмем другую ситуацию. Узенькие улочки Парижа настолько миниатюрны, что один-единственный автомобиль, брошенный водителем хотя бы на десять минут в неположенном месте, мгновенно парализует движение сразу в нескольких кварталах европейской столицы! Но этого не происходит. Француз будет долго наматывать круги вокруг места назначения в поисках свободного места у тротуара или в паркинге, но никогда не бросит машину там, где это удобно только ему. А теперь перенесемся в Москву - у нас улицы пошире парижских, но... Троллейбус не может подъехать к павильону на остановке, потому что там уже припаркован десяток автомобилей, приехавших "по делу": один - на фирму, другой - в магазин, третий - в ресторан... Троллейбус замирает посреди улицы и распахивает двери - пассажиры униженно протискиваются в салон и из него. А сзади мгновенно образуется пробка - объехать огромный троллейбус, вынужденный перекрыть "кислород" всем остальным, можно только по "встречке"! Или - по тротуару, в Москве это давно уже не редкость. Через несколько минут назревает коллапс - Центр встает намертво...
Хочется возопить: "Где вы, ГАИ, ГИБДД или как вас там?!" А какая в общем-то разница? Честный и трудолюбивый инспектор даже на телеэкране выглядит уже каким-то ненастоящим - ведь на дорогах мы видим совсем другое. Вот очередная пробка на въезде-выезде из Москвы... Откуда она взялась, ведь наши проспекты такие широкие? Да оттуда - так мы имитируем борьбу с терроризмом: сужаем дорогу до одной полосы и при этом фактически плюем на всех тех, кто везет в своих багажниках дачное барахло, а не гексаген. И вот правая нога измотанного "чайника", вырвавшегося из этого ада на "простор", не слушаясь голоса разума, вжимает газ в пол...
Похоже, все мы объявили друг другу войну за всевозможные унижения, которым подвергает нас прошлая и нынешняя жизнь. Мы хамим друг другу и не можем остановиться. Кстати, а кто он, этот "средний хам"?
ПОРТРЕТ ХАМА
Мнения, конечно же, разойдутся. Бабушки у подъезда ненавидят всех автомобилистов, вместе взятых. На дорогах все ненавидят обладателей "газелей" и прочих "автолайнов" - ребята, так ездить нельзя! Однако, на наш взгляд, марка автомобиля далеко не всегда говорит о манерах водителя. И вот почему.
Распад СССР больно ударил по многим: рушились предприятия, карьеры и судьбы. Однако профессионалы работают: настоящие специалисты нужны при любых властях - толковые слесари освоили ремонт иномарок, головастые инженеры навалились на "макинтоши" и "пентиумы", а шустрые предприниматели навезли в страну все, чего в ней ранее не было. И лишь бездельники, коих было так много, продолжают считать, что им обязаны все вокруг.
Они считали так всегда. И всегда искали виноватых в том, что никто ничего им не дает. В СССР была виновата советская власть - бездельник ежечасно мстил ей прямо на рабочем месте, недотягивая гайки, воруя инструменты и разбавляя нужные жидкости ненужными. Ныне же конкретного обидчика нет - поэтому он мстит всем.
Еще совсем недавно "должность хамов" успешно занимали "новые русские". Однако сегодня ситуация меняется на глазах - герои популярнейших анекдотов утрачивают необходимость соревноваться в категориях "цвет пиджака" или "литраж двигателя". Более того, все чаще солидные "мерсы" и "ауди" начинают тормозить у пешеходных переходов, чтобы предупредительно пропустить зазевавшуюся бабусю. Их владельцы бывают в парижах и мюнхенах - они знают, как ездят там, и пытаются быть похожими на настоящих европейцев. Однако природа не терпит пустоты - современный хам выглядит уже иначе.
На дороге он выделяется едва ли не больше, чем автомобили с мигалками и гуделками. Его полудохлый "Россинант", образца семидесятых, имеет разноцветные кузовные детали, но не имеет глушителя, стоп-сигналов и талона техосмотра. Он с ревом бросается из левого ряда к тротуару, заметив фигуру с поднятой рукой, - хам хочет денег. Он нетерпеливо сигналит сзади при желтом сигнале светофора - хам хочет ехать. Он лихо объезжает вереницу машин перед красным сигналом светофора - хам хочет унизить тех, кто следует Правилам. Его автомобиль обречен пожизненно греметь изношенными шаровыми опорами, сверкать лысой резиной и вонять выпускной системой на зависть неотрегулированным дизелям. Объяснить ему, что на подобных агрегатах выезжать на дороги общего пользования нельзя, практически нереально: аргумент всегда один - а мне надо!
И несутся рядом с нами грохочущие и чадящие колымаги, ежесекундно пытаясь низвести окружающих до собственного скотского состояния. Любая авария печальна - спору нет. Но ее цивилизованный виновник, по крайней мере, заплатит пострадавшему деньги - либо по собственному желанию, либо через суд. А наш хам всегда играет в одни ворота, ибо ему действительно нечего терять! У типичного представителя этого племени нет ни "прав", ни денег, ни зарплаты - суду предъявляются лишь мамин домик-развалюха на шести сотках и папина машина с пробегом до Луны. И потому опаснее всех на дороге именно он - на раздолбанной неуправляемой машине и с извечной ненавистью ко всем, кто живет по закону.
Спору нет - по разным причинам можно ненавидеть современных нуворишей и их сверкающие "тачки", но ненависть - это гнев слабых. В конце концов равенство возможностей - это равные возможности стать неравными... Однако описанный нами хам во все времена думал не так и проявлял себя иначе.
Народная мудрость давно выработала свой план поведения с дорожным хамством - кто, например, не знает принципа трех "Д" ("Дай Дорогу Дураку!"). Конечно же, этот план - пассивный. Любой немец или француз мгновенно позвонит в полицию и сообщит о замеченном правонарушении - в цивилизованном обществе это не расценивается как стукачество. Мы к такому не привыкли - еще свежи воспоминания "эпохи репрессанса". Но и самосуд вершить нельзя - мы и это проходили... Возможно, хоть какую-то помощь в этой борьбе окажут Законы - например, об обязательном страховании гражданской ответственности. И все же самое правильное, хотя и самое наивное решение - начать с себя.
В общем, спасение утопающих... Вот именно!