ЗИЛ. Часть II: явление Захарова народу
Встреча с Игорем Захаровым была организована профкомом ЗИЛа; предполагалось, что это будет общение в относительно узком кругу заводчан. Дирекция накануне собрала вопросы от работников,в виде записок. Естественно, что основными темами были зарплата, восстановление рабочего графика, ближайшие перспективы завода. Но на встречу пришёл практически полный руководящий состав ЗИЛа и речь не могла не зайти о стратегических перспективах.
Захаров пришёл на ЗИЛ в тяжёлое время. К моменту его назначения на должность гендиректора (в апреле этого года) долги завода составляли боле 15 млрд руб., задолженность по зарплате приближалась к полугодовой, региональные заводы-сателлиты либо вовсе остановились, либо работали едва-едва. Фактически ЗИЛ находился в полушаге от банкротства, вяло отбиваясь в Арбитраже от многочисленных кредиторов.
Но потом на ЗИЛ обратил внимание Сергей Собянин, который, посетив завод, принял решение его сохранить и возобновить производство. Общая сумма в поддержку ЗИЛа составила 1,689 млрд руб. Эти деньги пошли на оплату самых актуальных задолженностей, в том числе и по зарплате, и на пополнение оборотных средств. Уже в июне начались закупки металла и комплектующих, в надежде на скорый пуск конвейера.
С октября ЗИЛ полностью переходит на полную рабочую неделю (для некоторых такой график восстановлен с 1 сентября). До конца года планируется выпустить 2138 автомобилей, а стоимость всего объёма продукции (включая запчасти) составит 2,764 млрд руб., из которых 689 млн будут являться прибылью (точнее, маржинальным доходом). Это в 8 раз больше, чем за второе полугодие прошлого года. Правда, не совсем понятно, как это коррелирует с запланированным на текущий год убытком в 772 млн руб., видимо, показатели выручки рассчитывали оптимисты, а убыток запланирован в другом кабинете, где сидят реалисты.
Таков, в общих чертах, бизнес-план на второе полугодие, находящийся сейчас на рассмотрении в Правительстве Москвы. Однако эти мажорные планы, даже будучи полностью выполненными, ещё не означают вывода завода из кризиса. Уровень безубыточности ЗИЛа на сегодняшний день составляет 14,5 тыс автомобилей в год, а всего продукции должно быть реализовано не менее чем на 11 млрд руб.
Концепция развития территории ещё только разрабатывается в Правительстве Москвы. Но уже ясно, что грядёт серьёзное сокращение территории, примерно до 50 гектаров с нынешних 275, вывод «тяжёлых» производств на региональные филиалы и концентрация всей деятельности в южной части промплощадки, той, что находится на участке между окружной ЖД и Москва-рекой.
При таком секвестре ЗИЛ будет прибыльным уже с 8500 автомобилей в год и объёме реализации 7,6 млрд руб. В северной части разместится некий «комплекс высокотехнологичных производств». Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы за этой формулировкой увидеть планы по продаже наиболее «вкусных» участков территории завода, примыкающих к ТТК.
Захаров признал, что нынешние модели ЗИЛа устарели и являются неконкурентными. Выпускать их в большом количестве уже не имеет никакого смысла, модельный ряд будут обновлять. Принципиально новую машину ЗИЛ не сможет сейчас создать при всём желании, так что работа пойдёт путём глубокой модернизации «Бычков» и среднетоннажников.
Всё многообразие «Бычков» заменят на 4,5-тонную платформу 4362, которая разработана несколько лет тому назад с прицелом на выпуск на заводе AMO Plant, в латвийской Елгаве. На основе 4362 будут продолжать делать спецтехнику – эвакуаторы, коммунальные и пожарные машины, автобусы.
ЗИЛу-4331 повысят грузоподъёмность с нынешних 8 до 10-12 тонн засчёт изготовления рамы из профилей постоянного сечения (такое оборудование уже приобретено), доработке мостов и подвески, внедрения в подвеску пневмоэлементов.
Третьим стратегическим направлением определили полноприводные машины «бычковской» размерности и полной массой 8-10 тонн. Такие шасси востребованы производителями надстроек, коммунальной и спецтехники.
На вопрос о судьбе бензинового двигателя Захаров однозначного ответа не дал, сославшись на то, что окончательно концепция развития не утверждена и непонятно, какие модели и комплектации для завода будут наиболее выгодны. Тут надо сказать, что конструкторы ЗИЛа продолжают считать древний бензиновый мотор V8 перспективным, его даже довели до Евро-4! Но это всё оттого, что для ЗИЛа до сих пор нет подходящего дизеля: тракторный Д245 – вариант очень компромиссный, импортные аналоги непозволительно дороги, а перспективные ярославские «четвёрки» пока так и не удалось запустить в массовое производство. Так что смех смехом, но и на бензиновом моторе крест не ставится! Вообще, проблема двигателя для ЗИЛа ключевая, если её удастся решить, то дальнейшее обновление модельного ряда пойдёт очень быстро.
Предполагается, что на ЗИЛе к концу года будет работать 7348 человек. Захаров сообщил, что средняя зарплата вырастет (sic!) до 15 335 руб! В этом году зарплата уже дважды повышалась - на 6 и 4 %, а со следующего года она повысится ещё на 10%. На этих словах в одной части зала раздались смешки, а в другой – томные вздохи. Немногим более 15 тыс за тяжёлый труд на производстве да ещё в таком «дорогом» городе, как Москва, – это, мягко говоря, несерьёзно. Но сейчас многие на заводе получают ещё меньше, есть даже работники с окладом в 7-8 тыс. руб! Для них грядущее повышение – долгожданное благо. Захаров признал, что вопрос зарплаты – больной, и осторожно пообещал к середине следующего года вернуться к этому вопросу.
Сколь бы дипломатично Игорь Захаров не формулировал стратегические и тактические планы, однажды он всё же проговорился, сказав: многое будет зависеть от того, какой инвестор придёт на эту площадку. Москва не планирует бесконечно поддерживать завод и активно ищет инвестора. Пришлось уточнять, какого. Игорь Владимирович с очевидной неохотой признался, что речь идёт об иностранном автопроизводителе. Представители всех крупных фирм, дескать, уже посетили ЗИЛ и сейчас рассматривают его, цитирую, «как альтернативу заводам в Петербурге и Калуге». Из этого однозначно следует, что ЗИЛом интересуются MAN, Renault Trucks, Volvo Trucks и Scania. Захаровым ещё были названы FIAT и Mercedes. А вот идеи о привлечении КамАЗа/Ростехнологий или "Группы ГАЗ", по-видимому, больше не обсуждаются. Равно как и китайских компаний.
С новым инвестором предполагается наладить выпуск совершенно новых автомобилей, и, судя по всему, речь идёт о лёгком коммерческом транспорте, конкуренте «Газелям». Это на самом деле оптимальный способ загрузки производственных мощностей ЗИЛа, так как спрос на лёгкие грузовики всегда выше, чем на среднетоннажники, а готовая конструкция не потребует больших стартовых вложений. Интереснее всего выглядит в этой перспективе FIAT, лихорадочно ищущий в России новую промплощадку и имеющий большую гамму модификаций на базе хорошо знакомого Duсato. "Соллерс" прекращает производство этой модели, переориентируясь на «Форды», и у итальянцев появляется отличный шанс остаться на нашем рынке.
Игорь Захаров производит впечатление очень осторожного человека, не склонного увлекать за собой массы масштабными замыслами. Он, очевидно, реалист и свою задачу видит в постепенном, step-by-step, реформировании завода, с избавлением его от всяческого балласта. Это разительно отличается от политики бывшего гендиректора Константина Лаптева, любившего «зажечь» собеседника масштабом идей и метавшегося между странными проектами вроде участия в конкурсах на постройку военных машин, сборки китайских самосвалов или участия заводской команды в ралли-рейде «Дакар».
Захаров – типичный кабинетный руководитель, с вкрадчивым голосом и интеллигентскими манерами, но, увы, без железобетонной уверенности в том, что он делает. Нет ощущения, что на завод пришёл новый Лихачёв, нет в Захарове пролетарской крепости и пассионарности. Возможно, времена «крепких хозяйственников», стучащих кулаком по столу и орущих матом на подчинённых, минули, возможно, пришло время последовательных менеджеров. Но ЗИЛу, видит бог, сейчас требуется не управленец – хозяин.
Сможет ли Захаров стать спасителем ЗИЛа? Не знаю. Никто не знает. Да и мало кто знает истинную мотивацию действий этого человека. Есть мнение, что ЗИЛу приговор уже подписан, а нынешняя эрзац-реанимация лишь отсрочка похорон.
Что ж, посмотрим.