Новинки
ЭКЗАМЕНУЮТ "ПРОДВИНУТЫЙ" СВЕТ
НЕПОДВИЖНЫЕ ФАРЫ УЙДУТ В ПРОШЛОЕ
"Интеллигентный" головной свет упорно пробивает себе дорогу под капот серийных автомобилей. Целый ряд фирм уже разработал системы, способные "посветить за угол", обеспечить водителю наилучшую видимость в сложных условиях движения, перед поворотами и перестроением. Но, поскольку речь идет о безопасности, для внедрения таких технологий в серийные автомобили необходимо привести законодательные нормы в соответствие с прогрессом науки и техники. В самом деле, как проверять регулировку световых приборов, которые не стоят на месте? Как нормировать светораспределение, если оно меняется в зависимости от скорости, включенного "поворотника" или положения баранки?
Для начала, конечно, необходимы официальные испытания новых систем. Их провели в Германии в конце минувшего года. Сертификационный орган TU..V проверил работу фар AFS (Advanced Front-lighting System), способных "заглядывать за поворот". Фирма "Вистеон" установила их на "Шкоде-Октавия", использовав стандартные галогенные лампы. А для сравнения взяли "Шкоду" с серийной светотехникой. Испытатели не знали, какие фары установлены в их автомобиле, и вообще полагали, что эксперты проверяют реакцию водителей во время ночной езды.
Сначала регистрировали время, необходимое для обнаружения пешеходов на обочине в повороте, потом, совсем как в рекламных роликах, на дорогу выбрасывали манекен и измеряли суммарный тормозной путь. Автомобиль с AFS останавливался на 2 метра раньше!
Распознавание людей на обочине оценивали по специальной методике в баллах. В результате "Октавия" с AFS позволила заработать 18 очков из 22 возможных, обычная - лишь 15. Особенно эффективной показала себя система в сложных поворотах - выигрыш составил 58%! Результаты были официально запротоколированы TU..V, а значит, законодателям предоставлены объективные данные для принятия поправок. Ожидают, что в 2003 году подобным системам дадут в Европе зеленый свет. Интересно, смогут ли первые обладатели новых фар пройти "инструменталку" в России?
ДРАЙВ ПРОТИВ ЗАТОРОВ
ИНТЕРНЕТ РАССОСЕТ ПРОБКУ
В концепт-каре исследовательской программы "Коннектед Драйв", созданном на базе БМВ Х5, сконцентрированы многие достижения техники. По ним можно судить о тенденциях развития автомобиля ближайшего десятилетия. Вот лишь одна интересная новинка.
Жителям крупных городов давно надоело париться в бесконечных пробках. Через несколько лет водителям, связанным через Всемирную паутину с вычислительными центрами, возможно, не придется столь бездарно терять время.
Представьте: год 2010, ваша машина, как и большинство остальных, оборудована той самой системой "драйва", что проходит испытания на Х5. Вы привычно дали задание навигатору проложить маршрут до работы и тронулись в путь, повинуясь указаниям "железной леди". Электронный штурман постоянно передает через сотовую сеть данные о вашем местоположении на центральный городской компьютер, который полностью в курсе того, кто, куда, когда и с какой скоростью движется. Соответственно, оптимально настраиваются светофоры, а если плотность потока все же начинает превышать пропускную способность улиц, на часть навигаторов выдается команда об изменении маршрута (ведь к цели почти всегда ведут и объездные пути).
Конечно, вы - Человек и можете не подчиниться совету машины, пусть даже он высказан приятным меццо-сопрано. Центральный компьютер увидит ваши действия и покорно внесет коррективы в свои расчеты. Точно так же "Главный Штурман" узнает о случившейся аварии или неисправности, учтет возникшую помеху движению и вышлет к месту происшествия техпомощь или службу спасения, в зависимости от зафиксированной специальными датчиками силы удара.
Вы отправились в секретный вояж - боитесь всевидящего электронного ока? Создатели системы утверждают: маршрутные данные обрабатываются анонимно и недоступны для контроля. И все же? Что ж, поиграем в шпионов - отключим связь. Езжайте, куда хотите, но не ждите никаких подсказок из эфира. Ваше присутствие на дороге будет лишь косвенно учитываться по возросшему интервалу между парой видимых "Главному Штурману" автомобилей и по вызванному вами снижению скорости потока.
КАПОТЫ ВОЗВРАЩАЮТСЯ
ОНИ МОГУТ СПАСТИ НЕ ОДНУ ЖИЗНЬ
По мнению многих, куцые кабины грузовиков, расположенные над двигателем, не прибавили шарма королям магистралей. То ли дело американские красавцы! Но в Европе давно озаботились пропускной способностью дорог и ограничили общую длину автопоезда. Тратить ее на двигатель стало нерационально, и тяжелые грузовики почти потеряли индивидуальные черты. Марку "кубика" иногда распознаешь лишь по эмблеме на передке.
Так было, пока европейцы не проанализировали ДТП с участием переутомленных дальнобойщиков и не задумались, как облегчить последствия аварий. На состоявшемся в ноябре прошлого года симпозиуме "Пассивная безопасность грузовых автомобилей" обнародованы впечатляющие цифры. Например, противоподкатный брус позволяет водителю легковой машины выйти живым из столкновения с грузовиком при суммарной скорости 65 км/ч! А это, между прочим, 20 000 человеческих жизней в год. Еще 12 000 водителей остались бы живы, имей грузовик хотя бы 600-миллиметровую энергопоглощающую (деформируемую) зону спереди, то есть... капот. Тогда не страшно столкновение даже на суммарной скорости 90 км/ч.
Капотный прототип разработала и испытала "Скания", подтвердив оценки ученых. Увы, даром ничего не дается: тягач пришлось сделать длиннее и на 350 кг тяжелее. Конечно, для 40-тонного состава три с половиной центнера не вес, а сокращение полезной длины автопоезда можно было бы компенсировать, измени законодатели существующие нормативы.
Выступающая вперед деформируемая зона может спасти также зазевавшегося пешехода, тогда как удар о плоскую "стену" сегодняшнего грузовика не оставляет ему никаких шансов выжить.
А какова участь водителя и его спутника в кабине грузового лайнера? Здесь гибнут три из каждых 10 участников ДТП, а уж о переломах ног, травмах брюшной полости и говорить нечего. Впрочем, зачастую виноваты сами дальнобойщики, пренебрегающие ремнями безопасности, - лишь каждый десятый пользуется ими в просторной и, кажется, такой безопасной кабине. По оценкам же ремни могут спасти до 80% жизней!
Так называемая "белая книга" Евросоюза по транспортной политике поставила задачу сократить к 2010 году количество погибших на дорогах вдвое. Изготовители магистральных тягачей хотят внести свою лепту в достижение этой цели - так что, возможно, капоты еще вернутся.
РЕВОЛЮЦИЯ ИЗ ШВЕЙЦАРИИ
Утверждал на презентации своего электромобиля глава фирмы "Классик" из Альтенхайма Мартин Кибурц. Швейцарскую машину показали в Дюссельдорфе на выставке средств передвижения для инвалидов "Реакар-2002".
Трехколесные кресла-коляски "Классик" с электроприводом давно и хорошо известны. Новинка - "Классик-Плюс" стала чуть больше походить на авто, добавилось четвертое колесо и, как утверждают авторы разработки, ничто, кроме законодательства, не препятствует езде со скоростью... 100 км/ч! Глядя на фото, трудно заподозрить в "Классике" такую прыть, но вот занесенный в Книгу Гиннесса рекорд: трехколесный вариант обогнал при разгоне до 80 км/ч "Мерседес-Бенц SLK 230" и показал "максималку" 147 км/ч!
Впрочем, суть объявленной г-ном Кибурцем "революции в городском движении", конечно же, не в скорости. Дело в невзрачной магнитной ленте, которую предполагается наклеивать на мостовые по две на каждую стандартную полосу движения. На ленте записана информация, а датчик в электромобильчике считывает ее и удерживает экипаж точно на траектории. Более того, достаточно ввести конечную цель путешествия и... можно вообще не держать руль, а, скажем, читать газету, пока "Классик-Плюс" доставит вас к месту назначения. Автоматика не допустит столкновения с едущей впереди машиной - лишь бы путь не пересек "джигит", не признающий сигналов светофора.
Плотность городского потока можно будет увеличить многократно: кроме малой ширины одноместных экипажей, их колонна сможет двигаться со скоростью 50 км/ч с интервалом всего... 1 м! Это, правда, в будущем, а пока на плацу машинка демонстрировала стремление следовать заданному направлению вибрирующим правым или левым концом мотоциклетного руля, призывая незрячего (!) водителя внести коррективы в траекторию движения. Увы, человек не автомат, и "Классик-Плюс" выписывал замысловатую кривую, оставаясь, впрочем, над магнитной лентой. Как утверждает Мартин Кибурц: "Управляющий чип уже готов и проходит тестирование на заводском полигоне". Пока можно приобрести четырехколесный электромобиль в версии для автономной езды, уплатив... 13 500 евро.