Кто на свете всех сильнее
СИЛЫ ЕСТЬ...
Остряки говорят: аварии происходят от того, что мы ездим по вчерашним дорогам на завтрашних машинах с послезавтрашней скоростью. Тем не менее автомобили становятся все мощнее. Фирмы и тюнинговые ателье устроили настоящую "гонку вооружений" и продолжают устанавливать рекорды.
Королевский титул среди серийных автомобилей, предназначенных для езды по дорогам общего пользования, до последнего времени принадлежал "Мак-Ларену-F1". Об этом даже есть запись в Книге рекордов Гиннесса: 31 марта 1998 года автомобиль развил 386,7 км/ч, а первую "сотню" разменял уже через 3,2 с. Рекорд дался во многом благодаря двигателю: 461 кВт/627 л. с.! Но, похоже, ходить в победителях "Мак-Ларену" уже недолго, к тому же его выпуск свернули, изготовив лишь около сотни машин.
В лидеры вырывается "Феррари-Энцо" с 12-цилиндровым 6-литровым мотором, развивающим на 33 "лошади" больше - 485 кВт/660 л. с. Чтобы достичь этого показателя, конструкторы применили впускной коллектор с изменяемой длиной и двенадцатью индивидуальными дроссельными заслонками, а также "формульную" схему изменения фаз газораспределения.
Но конкуренты не дремлют: возможно, все нынешние рекорды побьет "Бугатти-ЕВ 16 4 Вейрон". Начать производство обещают в конце текущего года. Купе длиной 4,6 м скрывает в своих "недрах" 8-литровый 16-цилиндровый мотор, развивающий на прототипах 735 кВт/1001 л. с.! В конструкции двигателя многое сделано по аналогии с моторами гоночных машин: система смазки с сухим картером, четыре распредвала. Наполнить цилиндры помогают четыре (!) турбокомпрессора.
Видимо, с появлением "Вейрона" немецким властям все же придется пересмотреть правила дорожного движения, не ограничивающие максимальную скорость в левом ряду на автобанах. "Бугатти" может разогнаться до 300 км/ч менее чем за 14 секунд! Страшно представить, что может натворить монстр с максимальной скоростью за 400 км/ч, если на его пути окажется "ползущий" на 150 км/ч "чайник".
Американцы стараются не отставать от Европы. Поговаривают о начале мелкосерийного выпуска американского " Шевроле Камаро ZL1". Несмотря на схожую с обычным "Камаро" внешность, автомобиль, показанный два года назад в качестве концепт-кара, уникален. Его восемь цилиндров объемом 8,4 л таят в себе мощь 566 кВт/770 л. с. и крутящий момент 922 Н.м.
Восьмисотсильный "Додж-Хеннеси Вайпер Веном 800 ТТ", который соберут для желающего "всего" за 150 000 долларов, претендует, видимо, не только на звание одного из самых мощных, но и на титул машины с самым длинным названием.
Англичане из фирмы TVR также способны потягаться с конкурентами. Модель "Спид Твелв" почти готова к производству. Прототип снабжен 12-цилиндровым V-образным двигателем, составленным из двух серийных шестицилиндровых моторов. В распоряжение водителя "Спид Твелв" предоставят 588 кВт/800 л. с. и 900 Н.м крутящего момента.
По пятам англичан идут конструкторы из итальянской "Ламборгини": в обстановке строгой секретности они готовят модель L147 GT1, призванную затмить все предыдущие творения фирмы. По слухам, примерно за 450 000 евро клиент получит "хлыст", которым сможет погонять 660 "лошадей".
Любопытно, что не все рекордсмены - накачанные спортсмены. Например, в номинации "самый мощный дизель" лидирует фирма "Фольксваген" с несколькими отнюдь не спортивными в классическом понимании моделями. Десятицилиндровый V-образный мотор мощностью 230 кВт/313 л. с. устанавливают на "Фаэтон" и "Туарег". Кстати, крутящий момент двигателя 750 Н.м - заявка на абсолютный рекорд! "Туарег" заодно выходит в лидеры среди дизельных вседорожников.
Среди тюнинговых ателье отличился "Брабус". Фирма производит мелкими партиями "Мерседес" S-класса на базе дизельной модификации S400 CDI. Мощность двигателя увеличили до 242 кВт/330 л. с. Из-под "пера" "Брабуса" уже вышли самые мощные в мире универсал, бензиновый седан и вседорожник.
В мире немало талантливых чудаков - тюнингистов-самоучек, желающих затмить славу конструкторов-профессионалов. Швед Ганс Далбек, обладатель "Фольксвагена-Гольф" четвертого поколения, похоже, превзошел всех "самоделкиных". Он установил под капотом своей машины пятицилиндровый турбомотор "Ауди", доведенный собственными силами. Кроме того, Далбек приладил к двигателю турбину большей производительности и два промежуточных охладителя воздуха. Это "хозяйство" заняло... половину багажника. По утверждению инженера, при давлении 2,5 бар мотор развивает под 450 л. с., а с ростом до 3,3 бар мощность приближается к 900 л. с.!
Пока одни конструкторы пытаются "перекричать" друг друга ржанием огромных табунов, другие решают более приземленные задачи: их "боги" - экономичность и налоговые льготы. Чем меньше киловатт выдает мотор, тем лучше. Городской карапуз "Смарт", кстати, совсем не "слабак". При рабочем объеме 0,6 л двигатель развивает 33 кВт/45 л. с. "Умник" разгоняется до 135 км/ч, а больше хозяину такой машины и не нужно.
В послевоенные годы европейцы ездили на простеньких, слабеньких мотоколясках. Идея не умерла и в современном, ставшем зажиточным Старом Свете. На дорогах по-прежнему встретишь так называемые квадрициклы. Правила дорожного движения некоторых стран допускают к управлению почти игрушечными на вид автомобильчиками даже тех, у кого нет "прав". Очередной виток популярности пришелся на конец 90-х, когда машины достигли приемлемого уровня комфорта.
Отличить квадрицикл от традиционной малолитражки несложно, достаточно заглянуть в графу технической характеристики "мощность". Даже у наиболее "серьезных" аппаратов из группы "тяжелых" моторы развивают не более 15 кВт/20 л. с. Такие машины можно водить с 16 лет. Но тинейджеров особенно привлекают "легкие" автомобильчики снаряженной массой до 350 кг с двигателями 4 кВт/5,4 л. с. и "максималкой" 45 км/ч: водить их разрешено с мотоциклетными правами уже с 14 лет!
Конструкции этих машинок, как правило, схожи: пространственная рама, на которую крепят пластмассовые кузовные панели; вполне "взрослые" подвески "Мак-Ферсон"; нередки гидроусилители руля и даже АБС. Жесткие рамки, ограничивающие мощность, не позволяют выделить самого слабого. Одинаковые шансы на рекорд имеют французская фирма "Эксам", выпускающая до 15 000 квадрициклов в год, и ее земляки, например, "Лижье" и "Шатане".
Как правило, в квадрициклах используют двухцилиндровые двигатели, причем подавляющее большинство производителей отдают предпочтение итальянским дизелям "Ломбардини" или японским "Кубота". Их объем редко превышает 500 смз, хотя бывают исключения: например, на "Листере-Петтер" - 20-сильный мотор о 930 кубиках. Примечательно, что этот же двигатель устанавливают на модель "Утилит" фирмы "Эрад", предназначенную... коммерсантам. Грузоподъемность машинки, несмотря на мощность 14 кВт/20 л. с., достигает 750 кг; фирма выпускает "Утилит" даже в самосвальной и мусоросборочной версиях.
До чего разнообразен и даже причудлив автомобильный мир! Пока одни неторопливо трусят, пыхтя пятисильным дизелем, владельцы табунов в 800 и более скакунов "отрываются" на автобанах, сжигая ведра бензина.