«Столичное автошоу» - неcтандартный автосалон в Киеве
Где должен проходить автосалон? Скорее всего, в крупном выставочном комплексе площадью с небольшой город. А какую роль на автосалоне должны играть дилеры? Скорее всего, роль третьего плана – ведь на первом и втором всегда производители, производители автомобилей, колесных дисков, аудиокомпонентов… «Столичное автошоу» в Киеве с этой точки зрения выглядит непривычно – его принимает дилерский «Автоцентр на Столичном». На слух все это кажется чем-то несерьезным, провинциальным. Но на деле площадь дилерского центра (объединяющего добрый десяток автосалонов и магазины сопутствующих товаров) позволяет посетителям не чувствовать себя стесненно. А украинские журналисты утверждают, что по количеству премьер нынешнее «Столичное автошоу» даже опережает более привычный автосалон SIA, который ежегодно проходит в Киеве весной.
Несерьезно? Провинциально? Такие слова никак не могут прийти на ум рядом со стендом марки Mercedes, где копия первого автомобиля Карла Бенца соседствует с уникальным SLR Stirling Moss (ценой больше миллиона долларов) и новым ML-классом, с которого в Киеве прилюдно стянули покрывало на несколько дней раньше, чем на всемирно известном автосалоне во Франкфурте. Тех, для кого ML запредельно дорог, могли заинтересовать впервые показанная на Украине (а в Россию вообще не поставляющаяся) Kia Optima или укомплектованная автоматической коробкой передач версия Chery Beat. А у пришедших на «Столичное автошоу» исключительно за экзотикой была возможность выбрать между выставкой ретромобилей, заездами дрифтеров или электромобилем Chery MiEV.
Непривычным форматом киевское мероприятие обязано своему организатору – корпорации «УкрАВТО». Которая сама по себе является нестандартным игроком для украинского рынка – а на российском столь крупного игрока и вовсе не найти. Различные подразделения «УкрАВТО» занимаются и производством (Запорожский автомобильный завод), и дистрибьюцией (одно из подразделений, к примеру, выполняет функции украинского представительства Mercedes-Benz), и прямыми продажами через дилерскую сеть автомобилей более чем двадцати марок. В результате добрая половина всех новых машин, продающихся на Украине, на той или иной стадии проходит через «УкрАВТО».
Чем отличается украинский авторынок от российского, кроме наличия на нем столь могущественного игрока? Смотря о каком сегменте идет речь. К примеру, покупатели дорогих автомобилей на Украине чаще всего хотят получить машину, максимально «заточенную» под себя. Поэтому они сначала долго выбирают нужные им опции из предложенного списка и не против несколько месяцев ждать доставки заказанного автомобиля – в то время как 80% россиян склонны купить имеющуюся в наличии машину, пусть и не в идеальной для них комплектации. Если говорить о недорогих машинах, то главное отличие – отсутствие на Украине каких-либо государственных программ, стимулирующих спрос. В результате рынок, рухнув с 650 000 проданных автомобилей в 2008 году до 120 000 в 2009-м, приходил в себя крайне медленно – и только в этом году на нем ожидается ощутимый, в районе 40%, рост.
Лидер авторынка у России и Украины общий – это АВТОВАЗ, который в прошлом году продал на территории Украины около 25 000 автомобилей. Но тенденции на «братских» рынках разные: если в России тольяттинцы в 2010 году увеличили свою долю рынка на несколько процентов, то на Украине – наоборот, те же несколько процентов потеряли. Главным образом – под напором марки ЗАЗ, увеличившей свои продажи почти в полтора раза (при том что рынок в целом вырос на 0,2%). На третьем месте несколько лет подряд держится марка Hyundai – и сдавать свои позиции не собирается, ведь новое поколение традиционного бестселлера Accent (в переводе на русский язык – новая модель Solaris) имеет неплохие шансы сделать марку еще более популярной.
Если говорить о конкретных моделях, то самая популярная на украинском рынке – автомобиль, известный в России как ZAZ Chance. На Украине он собирается и продается сразу под двумя именами: ЗАЗ Sens – это машины с мотором производства Мелитопольского завода (1,3 л / 70 л.с.), а ЗАЗ Lanos – автомобили с 1,5-литровыми двигателями корейской (2 клапана на цилиндр / 86 л.с.) и китайской (4 клапана на цилиндр / 109 л.с.) разработки. В прошлом году на территории Украины было продано почти 15 000 «сенсов» и «ланосов». В нынешнем году обойму моделей пополнила Forza (россияне знают ее как Chery Bonus – собственно, продающиеся в России автомобили производятся как раз на Украине). С ее помощью ЗАЗ может еще сильнее потеснить АВТОВАЗ – об этом свидетельствуют уже зафиксированные очереди на Forza. По словам представителей корпорации «УкрАВТО», запуск модели под отечественным брендом помог избавиться от не самого позитивного имиджа китайского автомобиля. И кстати, одними маркетинговыми ходами дело, к счастью, не ограничилось: как утверждают руководители «УкрАВТО», перед началом производства Forza в Запорожье в конструкцию модели было внесено две сотни изменений, затронувших самые разные элементы автомобиля – от подвески до салона.
Не зря в предыдущем абзаце несколько раз использовано слово «производство» и ни разу – слово «сборка». На Запорожском заводе варят кузова, изготавливают ключевые элементы 109-сильного 1,5-литрового двигателя, делают сиденья и пластиковые панели интерьера, амортизаторы и провода. Если говорить о конкретных цифрах, то степень локализации у модели Lanos достигла 85%, у модели Forza – 55% (в планах довести этот показатель до 70%). А в ноябре-декабре должна быть собрана пробная партия Chevrolet Aveo предыдущего поколения – этот автомобиль также выйдет на рынок под маркой ZAZ и под своим (пока еще окончательно не выбранным) именем. И судя по отдельным оговоркам представителей корпорации «УкрАВТО», на этом расширение модельного ряда марки вряд ли остановится…
Кстати, лидер украинского рынка уже играет и на российском – и речь не только о поставках в Россию автомобилей ZAZ Chance (план продаж по которым на этот год – 60 000 штук). Корпорации «УкрАВТО» принадлежат и несколько крупных дилерских центров, которые давно и прочно на слуху в двух российских столицах. Среди них – к примеру, московские «МБ-Беляево» (самый первый дилер Mercedes-Benz в России) и «Аояма Моторс» (один из ведущих дилеров марки Honda) и петербургский «Звезда Невы». Недавний кризис несколько притормозил активность корпорации на этом направлении, но в настоящий момент работа идет полным ходом – от строительства новых зданий до пересмотра системы спецпредложений для клиентов. Насколько полученный на украинском рынке опыт будет полезен на рынке российском, и чем лидер украинского рынка сможет подкупить российского потребителя – покажет ближайшее будущее.