Гусарская рулетка
ТЕМА НОМЕРА
/"ТРУБНЫЙ" ТЕСТ
ГУСАРСКАЯ РУЛЕТКА
МОБИЛЬНЫЙ ТЕЛЕФОН У ВИСКА ПОРОЙ СРОДНИ РЕВОЛЬВЕРУ
ТЕКСТ / СЕРГЕЙ КАНУННИКОВ
ФОТО / ГЕОРГИЙ САДКОВ
"Абонент управляет автомобилем, позвоните позднее!" К сожалению, пока телефонную барышню не научили столь необходимому тексту. Резко сбросившие ход, "зависнувшие" на повороте или "танцующие" по полосам машины, водители которых прижали к уху "самую компактную, красивую и навороченную" трубку, на улицах встречаешь каждый день. Сколько аварий произошло по ходу "важных" разговоров, не знает, видимо, даже ГИБДД. В протоколах значатся стандартные и, строго говоря, верные формулировки: "Не справился с управлением... Не соблюдал дистанцию".
Может, "чайники" просто ездить не умеют? А вы мастерски совмещаете манипуляции органами управления и "мобилой"? Ну что ж, проверим акробатические способности.
ТЕКСТ / СЕРГЕЙ КАНУННИКОВ
ФОТО / ГЕОРГИЙ САДКОВ
ЛОСЬ... С ТЕЛЕФОНОМ
Ровное, прямое, пустое шоссе. Автомобиль идет по нему, как влитой, не требуя от водителя напряжения. Звонок коллеги, уточняющего какие-то рабочие мелочи, совсем не мешает. Разговор - даже приятное развлечение в дальней дороге.
Задумчивый лось или сонный тракторист появляются на трассе всегда вдруг. Тормозить бесполезно...
Конечно, мы не показывали "смертельные номера" на дороге общего пользования. Объезд препятствия имитировали на полигоне. Подчеркну: за рулем сидел испытатель - профессионал, знавший, что ему предстоит. Тем не менее результаты красноречивы. В табл. 1 - лишь лучшие показатели. А ведь из шести попыток объехать препятствие с телефоном в руке (на скорости заведомо меньшей, чем при управлении обеими руками!) лишь три, то есть 50%, оказались безошибочными! На реальном шоссе один, даже небольшой промах может стать роковым!
Простенькая гарнитура - наушник и микрофон уже позволяют увереннее управлять машиной. Но телефон при этом должен находиться в легко доступном месте, быть прочно закреплен и, желательно, включаться автоматически после пары звонков (такая опция есть у всех современных трубок). Секунды, потраченные на нащупывание кнопки спрятанного в кармане или на поясе мобильника, могут обойтись слишком дорого.
Идеал - стационарная система "хэндс-фри", с голосовым набором и громкой связью, позволяющая не отрывать руки от управления. Вкатавшись, испытатель в машине с продвинутой "хэндс-фри" проехал маршрут даже быстрее, чем вовсе не пользуясь телефоном. Но и здесь необходима важная оговорка: фактически разговор прерывался. Перед маневром водитель попросту замолкал и продолжил диалог, лишь миновав опасный участок. Возьму на себя смелость утверждать: мгновенно сконцентрироваться умеют далеко не все водители, особенно если их отвлекать по телефону.
Кстати, "вне зачета" мы провели еще один заезд. Рядом с испытателем сел словоохотливый пассажир, пристающий с философскими вопросами. Хотя профессионал временами "защищался" молчанием, чтобы выдержать заданную траекторию, ему пришлось-таки снизить скорость почти на 2 км/ч.
КАРУСЕЛЬ ДЛЯ ОДНОРУКИХ
Теперь покрутимся по городским переулкам - правда, без светофоров, других машин и пешеходов. Водителю предстоит пройти не самый хитрый маршрут, однако "всласть" покрутив рулем.
Результаты (табл. 2) вполне предсказуемые. Чтобы проехать недлинную трассу с коробкой-"автоматом", управляя одной рукой и пытаясь поддержать быстро становящийся бессмысленным разговор, испытателю пришлось попотеть и потратить лишние секунды. Но главное, конечно, не в них.
Пересев в машину с механической коробкой, водитель на второй попытке попросту сбился с маршрута. Перенесем его ошибку в реальный город. Проскочил поворот или свернул не в ту сторону? Неприятно, но - не беда. А если проехал на "красный", не увидел запрещающего знака или выскочившего на дорогу школьника?
Поверьте стороннему наблюдателю: водитель, отрывающий руку с телефоном от виска, чтобы, не отпуская трубку, "передернуть" передачу перед поворотом (профессионал попросту не может заставить себя держать руль одной рукой даже мгновение!) - впечатляющее зрелище.
Мы не стали здесь повторять опыт с наушником и микрофоном. Вместо этого вновь подсадили на правое сиденье живого болтуна - аналог "хэндс-фри". Вроде бы, водитель не сильно отвлекался, явных ошибок не делал - однако проиграл себе четыре секунды. Хотя с мобильным "оружием" в руках никакого болтуна, конечно, не сравнить!
ПО ЗАКОНУ САМОСОХРАНЕНИЯ
Не хочется повторять прописные истины, напоминать, что Правила дорожного движения - закон, и убеждать тех, кто "и так все знает". Тем не менее...
Человечество создало много удобных машин и приборов, выполняющих самые причудливые наши желания. Однако вся эта продвинутая "музыка" предъявляет и к пользователям новые требования. Безграмотное общение со сложной техникой, отсутствие элементарной культуры, наконец, просто здравого смысла приводят к тому, что ученые и спасатели называют техногенными катастрофами. Они могут быть ядерными, авиационными, автомобильными - суть не меняется.
Если вам позвонили в пути, остановитесь у тротуара или на обочине и поговорите. Времени почти не потеряете, безопасность свою и окружающих риску не подвергнете.
Тем, кто проводит на колесах большую часть жизни, без "хэндс-фри" не обойтись. Простенькая гарнитура и надежный кронштейн - обязательны! Система с громкой связью и голосовым набором - желательна, это самый удобный и безопасный способ общения с внешним миром из машины. Да и вообще, водитель холеного дорогого "Мерседеса" с мобильником в руке выглядит нынче, по меньшей мере, странно.
Не забывайте: любой разговор отвлекает от управления, особенно неопытного водителя. Но главное: не играйте в русскую рулетку, не поднимайте на ходу руку с телефоном. Он, в отличие от нагана у виска, угрожает не только вашей жизни.
НАША СПРАВКА
Гарнитура "микрофон - наушник" стоит примерно 5-10 долларов, кронштейн для крепления телефона в автомобиле - еще 3-5 "зеленых". Согласитесь, по сравнению с ценой даже простенького современного мобильника затраты мизерные.
Стационарная система с голосовым набором и громкой связью обойдется с установкой в 100-200 долларов. Дорого? Чтобы приладить на отечественную машину "полезный" и столь же изящный спойлер, отдают примерно сотню...
НАША СПРАВКА
"Водителю запрещается: пользоваться во время движения мобильным телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук". ПДД, пункт 2.7. Увы, инспекторы ГИБДД на "телефонистов" внимания почти не обращают. Да и штрафом в 20 рублей нынче никого не испугаешь.
Кстати, в иных странах Европы расценки совсем другие:
Страна Штраф, евро
Бельгия 25
Германия 30
Франция от 22
Гренландия 59
Люксембург до 74
Австрия от 21
Португалия от 25
Испания до 91
Дания 67
Норвегия 64
Польша 27
Швейцария 67
Словения 45
Чехия 31
Словакия 36