ХVIII Олдтаймер-Галерея Ильи Сорокина
На стенде компании Daimler AG была выставлена копия того самого первого в мире автомобиля с двигателем внутреннего сгорания, созданного в Мангейме Карлом Бенцом и запатентованного им 29 января 1886 года. Машина работоспособна, она может двигаться своим ходом. Ее одноцилиндровый четырехтактный двигатель мощностью 0,55 кВт с рабочим объемом 0, 954 литра предвосхитил технологии, которые и сегодня находят применение в любом двигателе внутреннего сгорания: коленчатый вал с противовесами, электрическое зажигание и жидкостное охлаждение.
В том же году, но чуть позднее, в другом немецком городе Каннштатте на фирме Daimler-Motoren-Gesellschaft Готлиб Даймлер и его многолетний соратник Вильгельм Майбах создают свой четырехколесный автомобиль с двигателем внутреннего сгорания.
В 1900 году автомобили Даймлера получают имя Mercedes, а в 1926 году фирмы Даймлера и Бенца объединяются в Daimler-Benz AG (современное название этой фирмы Daimler AG), и с той поры все автомобили объединения называются Mercedes-Benz.
Кроме первого автомобиля на стенде представлены еще две машины. Это легендарный Mercedes-Benz 300 SL середины 50-х и машина наших дней Mercedes-Benz CLS-класса. Последний автомобиль наглядно демонстрирует, как далеко шагнул прогресс автомобилестроения за 125 лет.
На стенде, посвященном 125-лению основания компании Bosch, были показаны приборы и детали электрооборудования, ранее не демонстрировавшиеся в России. Здесь же можно увидеть интересные автомобили, среди которых выделялся Horch 951A, естественно снабженный системой электрооборудования Bosch, а так же мотоцикл BMW R 66, на котором наглядно видны детали, изготовленные этой компанией.
15 ноября 1886 года молодой механик Роберт Бош получил официальное разрешение на открытие в немецком Штутгарте собственной фирмы «Мастерские точной механики и электротехники». Сейчас эта фирма называется Robert Bosch GmbH. Она является создателем основных элементов и систем электрооборудования для автомобилей, и не только. Bosch выпускает так же бытовую технику и электроинструменты и славится качеством выпускаемой продукции. Без особого преувеличения можно сказать, что изделия Bosch известны всем, поскольку филиалы компании действуют во многих уголках земного шара.
Участвующие в шоу клубы старинных автомобилей и различные реставрационные мастерские предоставили для обозрения много отечественной техники советского периода, начиная, от бронированного ЗИЛ-41051, представленного Гаражом особого назначения, до «горбатого» ЗАЗ-965. От обилия автомобилей ГАЗ-21 «Волга» просто рябило в глазах.
Были на шоу и редкие хорошо отреставрированные экземпляры. Например, оснащенные гусеничными движителями грузовики ЗИС-33 и ЗИС-42, восстановленные в мастерской Е. Шаманского. Светлым пятном выделяется копия участника каракумского пробега автомобиля ГАЗ-ААА.
Впервые на Одтаймер-Галерее была представлена отдельная тематическая экспозиция «Они строили автомобиль. Андеграунд советского автопрома». Далеко не все помнят, что в 1960-80-е годы в СССР существовало движение создателей самодельных автомобилей. В то время купить автомобиль было довольно трудно, даже при наличии необходимой суммы денег. Автомобили были в большом дефиците. Единственный выход – построить автомобиль самому. А поскольку в России никогда не было недостатка в смекалистых и рукастых людях, то самодельные автомобили, то тут, то там стали появляться на просторах нашей страны.
Еще в середине 60-х годов на слуху была марка КД – так называли небольшую партию купе 2+2 с кузовом из стеклопластика на базе «Запорожца» ЗАЗ-965. Автор дизайна – известный дизайнер Эдуард Молчанов. Были известны тогда художники-графики братья Александр и Владимир Щербинины. Свою первую машину они собрали в 1970 году из узлов и агрегатов от «Волги» ГАЗ-21 – эту самоделку потом назовут ГТЩ или «Гранд-Туризмо Щербининых». Конструкция опередила свое время - двигатель мог устанавливаться как спереди, так и за сиденьями по «среднемоторной» схеме.
В 80-е годы уже устраивались специальные конкурсы на лучший самодельный автомобиль, про их создателей писали в журналах «За рулем» или «Техника молодежи», телевидение посвящало им сюжеты в программе «Это вы можете». Теперь эти машины вызывают смешанные чувства умиления, удивления, восхищения и даже гордости за золотые руки автора подобной самоделки, сумевшего найти изящное решение в безвыходной ситуации.
Эти в чем-то чудные и наивные, превратившиеся сегодня из транспортных средств в предметы коллекционирования, как дань уважения таланту, опыту и знаниям своих создателей, как исторический памятник феномену истории развития техники нашей страны – альтернативе официального автомобилестроения. Движение «самодельщиков» не заглохло окончательно. В экспозиции можно увидеть современные самодельные автомобили, сделанные на хорошем профессиональном уровне.
На Одтаймер-Галерее было представлено много иностранных автомобилей, особенно американских и немецких. Львиная доля американских машин охватывает период конца 50-х – 70-х годов прошлого века. Немецкие машины представлены периодом 30-х – 60-х годов ХХ века. Есть ряд автомобилей вермахта, принимавших участие во II-й мировой войне.
Среди них можно отметить интересное полугусеничное транспортное средство, которое с натяжкой можно назвать полугусеничным мотоциклом. Машина построена на фирме NSU и снабжена двигателем от автомобиля Opel Olympia.
Одним из самых старых экспонатов, представленных на шоу, является французский автомобиль Darraсq 1907 года выпуска.
Пестрым и интересным был стенд Герда, где наряду с продукцией ООО «Камышинский машзавод» автомобилем «Герда», были представлены микроавтомобили Messerschmitt, американский пожарный автомобиль REO 1929 года выпуска, а также маленькие модели автомобилей, где выделялись две модели размером с ладонь, выполненные из дерева. У моделей не только открывались двери, но и действовали дверные замки.
Кроме автомобилей на шоу можно было увидеть мотоциклы, экспозицию велосипедов разных времен, транспортные игрушки и много стендов, косвенно относящихся к автомобилю. Это, во-первых, развалы со старинными запчастями, книгами по автомобильной тематике, во-вторых, палатки мастерских, занимающихся изготовлением и восстановлением мелких деталей необходимых при реставрации автомобилей и, в-третьих, павильоны с моделями автомобилей разных масштабов.
Прошедшее шоу наглядно отразило путь развития мирового и отечественного автомобилестроения за более чем вековой период. Могу предположить, что оно было весьма интересным и познавательным для большинства посетителей как взрослых, так и детей.