Что техосмотр грядущий нам готовит?
НОВАЯ РОЛЬ РСА
Согласно принятому документу наличие действующего талона техосмотра с 1 января становится необходимым условием для заключения договора ОСАГО. Обращаем внимание, что договор ОСАГО не заключается, если до истечения срока действия талона ТО осталось менее 6 месяцев. При этом, если действие талона подходит к концу, а действие ОСАГО еще не закончилось, то ТО автоматически продлевается до окончания действия полиса.
Союз автостраховщиков государство наделило повышенными полномочиями. РСА будет теперь казнить и миловать: ему передаются функции:
- по аккредитации операторов техосмотра
- ведению реестра операторов ТО
- созданию открытого информационного ресурса
- учету бланков талонов ТО и организации обеспечения им операторов
- проверки операторов на основании поступающих от граждан жалоб.
Аккредитация РСА становится основанием для входа на рынок, но Союз точно так же может и лишить лицензии нерадивого оператора техосмотра. Основанием для аннулирования аккредитации могут стать два и более зарегистрированных нарушения в течение года. Например, как известно, стоимость техосмотра не должна быть выше 2 тыс. рублей. Превышение допустимого тарифа будет считаться грубым нарушением.
Президент РСА Павел Бунин отметил, что у Союза уже накоплен определенный опыт в деле выявления нарушений, допущенных страховыми компаниями. В Союз приходит много жалоб на страховщиков от автовладельцев. Как правило, 80% из них подтверждаются. В РСА не сомневаются, что точно так же будет работать и обратная связь с клиентами операторов техосмотра. Кроме того, планируется проводить и выездные проверки.
БОЛЬШЕ ОПЕРАТОРОВ - ХОРОШИХ И РАЗНЫХ
Согласно принятому 01.07.2011 Федеральному закону о техническом осмотре транспортных средств функции по проведению ТО передаются от МВД РФ юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, имеющим соответствующую аккредитацию.
Опасения, что на ПИКах появятся гигантские очереди из-за того, что все те, кто ранее «покупал» техосмотр, будут вынуждены проходить его легально, вряд ли подтвердятся. Дело в том, что в полку операторов ожидается существенное пополнение. Например, теперь техосмотр можно будет проходить, как говорится, не отходя от кассы: прямо в дилерских центрах. Эксперт Российской ассоциации дилеров Андрей Дя отмечает, что, хотя дилерским центрам услуга особой прибыли не принесет, так как для них она на грани рентабельности, тем не менее они будут оказывать ее с удовольствием, потому что тем самым смогут повысить лояльность клиентов и привлечь их к профильным услугам. И хотя обязывать дилеров проводить техосмотры никто не собирается, в ассоциации дилеров уверены, что большая часть из них аккредитацию в РСА запросят. Тем более что «оформить отношения» им проще, чем кому бы то ни было: персонал обучен, оборудование в сервисных центрах самое современное, перечень его практически полностью соответствует требуемому для проведения ТО.
Можно ли будет сэкономить у дилера, пройдя сначала плановое техобслуживание, большинство операций которого дублируется процедурой техосмотра? Нет, сэкономить не получится: техобслуживание и техосмотр будут проводить разные подразделения и люди. Специалист, который расписывается за прохождение ТО, отвечает за это перед страховой компанией, поэтому в исправности автомобиля должен убедиться лично, иначе рискует потерять в деньгах. Но об этом чуть ниже.
Закон также предусматривает двухлетний переходный период, в течение которого ранее зарегистрированным ГИБДД ПИКам аккредитация автоматически продлевается до 2014 года. Таким образом, если сейчас в стране порядка 3,5 тыс. действующих станций техосмотра, аккредитованных ГИБДД, к ним добавится порядка 3,9 тыс. ПТО дилеров и ожидается еще 3 тыс. ПИКов, которые будут держать частники. Таким образом, на круг выходит около 10 тыс. пунктов техосмотра по стране. Возможно, это даже больше, чем нужно, но здоровая конкуренция со временем все расставит по своим местам.
Нужно понимать, что техосмотр из госуслуги превращается в коммерческую, отмечает вице-президент РСА Светлана Никитина. И если раньше автовладельцы сами искали пункты ТО, то теперь операторы вынуждены будут себя рекламировать, потому что от наполняемости ПИКов напрямую станет зависеть их прибыль. Полный перечень допущенных к процедуре ТО операторов опубликуют на сайте РСА, а проходить техосмотр можно будет на любом аккредитованном ПТО на всей территории России.
ПРОЦЕДУРА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Согласно новому закону установлена следующая периодичность прохождения ТО для наиболее распространенных видов транспортных средств:
- для автомобилей до 3 лет — не требуется проведение техосмотра
- для автомобилей от 3 до 7 лет — один раз в два года
- для автомобилей старше 7 лет — каждый год.
При смене владельца (например, при продаже автомобиля) договор ОСАГО сохраняет свое действие, если прежний владелец его не аннулировал. Имя нового водителя просто вписывают в договор ОСАГО. При этом техосмотр также остается действительным до окончания срока действия полиса. Если же прежний хозяин договор расторг, то без ОСАГО можно будет ездить еще 10 дней с момента купли-продажи, а потом все равно придется пройти всю процедуру полностью.
Для прохождения ТО потребуются следующие документы:
- удостоверение личности и доверенность (для представителя владельца транспортного средства);
- свидетельство о регистрации транспортного средства или паспорт транспортного средства.
После проведения техосмотра эксперт делает заключение о возможности эксплуатации автомобиля на основании перечня неисправностей, запрещающих эксплуатацию, который, кстати, уже подготовлен. Для большинства автомобилей максимальное время, отведенное на процедуру осмотра, - от 34 до 43 мин. (в зависимости от типа двигателя). Еще 15 минут займут проверка документов и выдача талона техосмотра. Дополнительное время потребуется автомобилям, занятым в международных перевозках грузов. Таким машинам придется пройти дополнительный, более жесткий контроль за уровнем отработавших газов, так как в большинстве стран на этот счет довольно строгие требования. Это добавит еще несколько минут к обязательному времени.
В компетенции ГИБДД остается только ведение электронной информационной базы по техосмотру — АИС ТО. Вообще, информационных баз будет две: АИС МВД и АИС РСА. Последняя должна обеспечить связь страховых компаний и МВД.
Теперь об ответственности. Как сообщил начальник Управления ГУОБДД МВД России Александр Борисов, по статистике 5-10% ДТП происходят из-за неисправности транспортного средства. Если будет доказано, что ДТП произошло по этой причине, а документы на автомобиль в порядке, то оператору, выдавшему талон техосмотра, придется отвечать перед страховой компанией «рублем», то есть страховщик вправе выставить ему счет на восстановление пострадавшего транспортного средства.
Пока неясно, каким образом оператор будет нести равную ответственность при том, что один водитель наезжает за год 5 тыс. км, а другой больше 100 тыс. км. Да и повредить транспортное средство автолюбитель может, лишь выехав за ворота ПИКа. Увы, «черные ящики» для авто пока не практикуются, хотя гендиректор научно-исследовательского института автомобильного транспорта Виталий Комаров не сомневается, что со временем это непременно произойдет. Тогда было бы несложно запрограммировать устройство таким образом, чтобы оно через определенный пробег давало направление на прохождение техосмотра. Но пока технические возможности этого не позволяют, приходится ориентироваться не на пробег транспортного средства, а на период эксплуатации. В связи с этим эксперт еще раз напоминает, что ответственности за состояние ТС с автовладельца никто не снимал. И безопасность на дороге зависит, прежде всего, от его своевременной заботы о своем автомобиле.