Ретро: вспомнить все

С 15 по 18 сентября в столичном выставочном центре «Крокус Экспо» прошла 18-я Олдтаймер-Галерея Ильи Сорокина, главным событием которой стала экспозиция самодельных автомобилей времен СССР

В этот раз выставка побила все рекорды по количеству представленных экспонатов. Но не только количеством нынешняя галерея отличалась от предыдущих. Одной из основных тем стали самодельные машины, которые объединялись в экспозицию под названием «Они строили автомобиль». С середины ХХ века в СССР существовало то, что сейчас можно было бы назвать альтернативным автомобилестроением, – движение создателей самодельных автомобилей. Кроме уцелевших до сегодняшнего дня машин можно было увидеть фотографии со смотров самоделок, журнальные статьи, призы и кубки, чертежи и схемы, а также кинохронику движения.

Другим главным событием стали два юбилея – 125-летие Mercedes-Benz и 115-летие первого российского автомобиля. Обе памятные даты отметили демонстрацией виновников торжества: трехколесного Benz Patent-Мotorwagen 1886 года и автомобиля Яковлев-Фрезе 1896 года. И тот, и другой экспонаты являются репликами. Первенец Карла Бенца сегодня растиражирован в десятках копий, а оригинал хранится в Мюнхенском техническом музее. Первый российский автомобиль не сохранился вовсе, поэтому его пришлось воссоздавать заново.

Впервые выставка предоставила огромную площадь для автомобильных клубов. Атмосфера здесь царила самая непринужденная.

И, конечно же, самое главное на выставке – это уникальнейшие автомобили. Многие из них демонстрировались впервые, что-то показывали раньше в процессе работы. Вот лишь самые интересные из них.

Benz Patent-Мotorwagen

Компания Mercedes-Benz отмечает в этом году свое 125-летие, связав юбилейную дату с изобретением самого автомобиля. Тут стоит оговориться, что под «автомобилем» подразумевается транспортное средство, приводимое в движение двигателем внутреннего сгорания – паромобили и столь популярные ныне электромобили были запатентованы намного раньше. А в 1886 году Карл Бенц запатентовал аппарат с ДВС. Силовой агрегат этого «моторвагена» объемом 0,954 литра развивал 2/3 лошадиной силы и разгонял его до 16 км/ч. Бенц не стал конструировать рулевое управление для двух передних колес, ограничившись одним, которое поворачивалось посредством рычага с зубцами и рулевого вала с шестерней. Рессоры стояли только на задних колесах, а переднее обходилось обычной велосипедной вилкой. Свой первый автомобиль Бенц построил с единственной целью – доказать работоспособность изобретения. За первым последовали еще два «моторвагена», потом небольшая партия из двух десятков автомобилей, а в 1893 году Бенц запатентовал рулевое управление для двух колес и начал серийное производство моделей Velo и Victoria.

Mercedes-Benz W114

Вариант 1970 года для американского рынка с соответствующей светотехникой и спидометром в милях прибыл в Россию из Калифорнии. Сухой климат сказался на сохранности кузова и лакокрасочного покрытия, оставшегося родным. Для Москвы такое купе – редкость, известно всего два ходовых экземпляра W114. Это одна из последних моделей марки Mercedes-Benz, к созданию которой приложил руку французский дизайнер Поль Брак – можно увидеть такие характерные решения, как вертикальные фары, большую площадь остекления и отсутствие центральной стойки кузова.

Ford Timken

В 1920-х стала популярной концепция трехосных автомобилей повышенной проходимости с колесной формулой 6х4. Советский Союз закупал такие машины за границей. В США была приобретена партия трехосных Ford Timken грузоподъемностью две тонны на базе стандартного Ford-AA. В 1931 году их сборку наладили на нижегородском заводе «Гудок Октября». Два года спустя «Тимкены» отправились в пробег Москва − Каракум − Москва. Там, где двухоски застревали, трехосные машины двигались вперед: шесть колес значительно уменьшали удельное давление на грунт. На выставке был представлен участник пробега под №12.

«Панголина» и «Сатана»

Эти машины долго не сходили со страниц журналов «Моделист-конструктор» и «Техника − молодежи». Ими гордились создатели, восхищались читатели, многие хотели сотворить нечто подобное. «Панголина» появилась в 1983 году в городе Ухта и стала одним из самых ярких, оригинальных и знаменитых самодельных автомобилей тех лет. Проект почти европейского уровня: для доступа в салон служила поднимавшаяся с помощью электропривода интегральная часть кузова, включавшая ветровое и боковые стекла, сектор крыши и боковин, а система головного освещения состояла из трех блоков выдвигающихся фар. Колеса – на литых дисках! И все это на агрегатах «Жигулей»! «Сатана» создавалась на агрегатах ГАЗ-24 и разгонялась до неслыханной для тех лет скорости 200 км/ч, которую не мог развить ни один советский серийный автомобиль!

Steyr 1500A и Horch 901

Коллекционер и реставратор Вячеслав Лен на каждой выставке демонстрирует «новинки». На этот раз таковыми стали немецкие армейские вездеходы Steyr 1500A и Horch 901. Первый был разработан Фердинандом Порше, использовавшим V8 с воздушным охлаждением. Выпуск был налажен на заводах Steyr в 1941 году, через пару лет к производству подключилась фирма Auto Union. Показанный на выставке экземпляр выпустили в 1944-м – это поздний вариант с упрощенным кузовом. Вездеход Horch 901 – уже не первый подобный экземпляр, отреставрированный компанией «Коллекционные автомобили» В. Лена.

Яковлев-Фрезе

Первый российский автомобиль не сохранился до нашего времени, к 100-летию его появления на свет реставраторы из музея газеты «Авто-Ревю» изготовили максимально приближенную копию. Труд оказался не из легких – чертежи автомобиля не уцелели, их воссоздавали по одной фотографии, сделанной летом 1896 года на Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде. Марка, в общем-то, условна – автомобиль принято называть именами создателей: экипажного фабриканта Петра Александровича Фрезе и владельца «Санкт-Петербургского завода газовых и керосиновых двигателей» Евгения Александровича Яковлева. Прототипами они выбрали конструкции Бенца – Velo и Victoria, однако автомобиль Яковлева и Фрезе отличался оригинальным рулевым управлением, у которого колеса поворачивались вместе с рессорами.

«Труд»

В этом автомобиле самодельное практически все – трехцилиндровый двигатель с двумя свечами на цилиндр, рычажные независимые подвески, выколоченный из стальных листов кузов… Особое внимание было уделено тщательности и проработке деталей в отделке и интерьере – даже дверные ручки изготовлены по авторским эскизам. В результате такого подхода получился совершенно оригинальный автомобиль, дошедший до нас в первозданном виде. А дебютный «Труд» был показан в 1966 году на самом первом «Празднике автомобилиста» в Москве.

КД

Первый в стране самодельный автомобиль, построенный целой серией примерно из шести машин. Кузов купе 2+2, выполненный по дизайн-проекту Эдуарда Мол­чанова, делался из стеклорогожи, пропитанной полиэфирной смолой, и монтировался на металлической раме. Плюс к этому он еще и содержал в себе трубчатый пространственный каркас. Агрегаты от ЗАЗ-965А. Воздушник в 30 л.с. позволял купе разогнаться до 120 км/ч. На выставке присутствовало три экземпляра из этой серии, появившейся в 1969 году. Рядом с ними демонстрировалась и сама матрица – кузовная оснастка, по которой выклеивалась вся се­рия.

Подпишитесь на «За рулем» в