«Ралли Франция» вернуло интригу в чемпионат мира
Ровно два месяца назад, после победы Себастьена Леба на «Ралли Финляндия», ZR.RU во всеуслышание похоронил интригу в чемпионате мира 2011 года. Наша логика вроде бы была безупречна. Ведь Финляндия для француза – «чужое поле», где по всем раскладам должны были выигрывать его соперники из команды Ford, финны Микко Хирвонен и Яри-Матти Латвала. И раз уж они у себя дома не смогли остановить семикратного чемпиона мира – что же может помешать Лебу завоевать восьмой титул на более удобных для него трассах?
Теперь у нас есть точный ответ на этот вопрос: помешать может масляный насос. Отказ именно этого узла перед третьим спецучастком «Ралли Франция» (состоявшегося в минувшие выходные) выбил Леба из числа участников гонки. Примечательно, что в последнее время поломка мотора у боевых автомобилей Citroen стала чрезвычайно редким явлением (тот же Леб последний раз сходил с трассы по этой причине больше пяти лет назад) – а конкретный вышедший из строя двигатель был новым, его установили на машину француза непосредственно перед домашней гонкой.
Все это дало Оливье Кеснелю, руководителю заводской команды Citroen, основания предположить, что была допущена грубая ошибка при сборе мотора. И хотя семикратный чемпион мира мог продолжить участие в гонки по системе «суперралли» и в теории даже набрать какие-то очки, команда предпочла сразу же отправить силовой агрегат на парижскую базу для тщательной проверки. Ведь следующий этап чемпионата мира – «Ралли Испания» – состоится всего через две недели, и рецидив проблем с двигателем может сделать провальным сезон, который до осенних гонок складывался для Citroen более чем удачно.
Впрочем, второй экипаж Citroen – Себастьен Ожье и штурман Жюльен Инграссия – одержал во Франции очередную победу. Причем борьбу за эту победу французам пришлось вести вовсе не с экипажами команды Ford, а с испанцем Дани Сордо, пилотирующим раллийный MINI. Британская команда – дебютант чемпионата мира, от которой пока не ждут особенных сюрпризов. Да и Сордо уже не считается многообещающим гонщиком: он основательно подпортил себе репутацию, откатав несколько сезонов на заводском Citroen и все это время оставаясь бледной тенью Леба.
Тем не менее во второй половине сезона машины MINI едут весьма шустро – как минимум по асфальту. Причем все шустрее и шустрее: месяц назад на немецкой гонке Сордо финишировал третьим, уступив выигравшему Ожье почти две минуты – а теперь до последних километров претендовал на победу и проиграл все тому же Ожье всего шесть секунд (хотя, по словам самого Сордо, автомобиль за этот месяц не претерпел ровным счетом никаких изменений)! Некоторое время испанец даже лидировал – и не преминул слегка пнуть своего прежнего работодателя, сказав, что «быть первым в гонке, которая считается домашней для Citroen, – это очень, очень приятно».
На этом фоне как-то уныло смотрятся пилоты Ford – в том числе лидер коллектива Микко Хирвонен. Де-юре третье место во Франции сделало его одним из лидеров чемпионата (сравнявшись по очкам с Лебом), но де-факто езда Хирвонена была далека от чемпионской и даже вице-чемпионской. Накануне старта ралли финн воодушевленно рассказывал журналистам о том, что по сравнению с предыдущей асфальтовой гонкой в Германии подвеска боевого Ford Fiesta стала гораздо жестче, что машина гораздо ближе к пределу своих возможностей и что «все еще может случиться».
Может случиться все – а случилось нечто хорошо знакомое: пара вылетов с трассы – и к концу первого дня и Хирвонен, и его товарищ по команде Яри-Матти Латвала проигрывают лидерам больше минуты. В результате всю свою энергию и мастерство они тратят не на борьбу с Citroen, а на попытки выбраться из той задницы, куда сами себя засадили. Дело доходит до смешного: финишировавший четвертым Хирвонен в итоге попадает на подиум, «благодаря» Citroen. Занявшего третье место экс-чемпиона мира норвежца Петтер Солберг дисквалифицировали судьи – за то, что его Citroen DS3 на взвешивании оказался легче положенного.
Так или иначе, но турнирная таблица накануне двух решающих гонок (в Испании в конце октября и в Великобритании в середине ноября) выглядит многообещающе. У Леба и Хирвонена – поровну очков (по 196), Ожье отстает всего на 3 балла – при том что за победу в гонке положено целых 25!.. Ситуация усугубляется тем, что в команде Citroen роли вроде бы распределены, но отношения внутри коллектива несколько напряженные. Леб считается лидером команды, что после французской гонки лишний раз подтвердил его шеф Оливье Кеснель. Но Ожье, чей равный с Лебом статус прописан (по словам самого Ожье) в контракте, по ходу этого сезона уже «взбрыкивал», не желая облегчать многократному чемпиону жизнь ценой собственного хорошего результата. То есть война за титул вполне может оказаться еще и гражданской.
Нельзя не упомянуть о Евгении Новикове – единственном россиянине, выступающем в этом году на технике категории WRC. К сожалению, порадовать переживающих за Евгения соотечественников также нельзя. Во второй день ралли россиянин не вписался в очень узкий ретардер и сошел из-за лопнувшего рычага подвески. Вернувшись в гонку по системе «суперралли», Новиков в итоге оказался на 23 месте в общем зачете (все остальные добравшиеся до финиша экипажи на автомобилях WRС финишировали в пределах первых 12 мест).