Штрафы против пробок: штрафная зона
В Европе штрафуют по-разному, но всегда на немалую сумму, без скидок на чины, звания, кошельки. Спуску не дают никому.
В Германии штрафы едины для всей страны, но сильно дифференцированы по характеру нарушения и месту неправильной парковки. Запарковался на белой или желтой линии, простоял не более часа – оштрафуют по-божески, на 10–15 евро. А уж если раскорячился во втором ряду, рядом с остановкой или у медучреждения – выложишь около 50 евро. Что же говорить о тех, кто создал препятствие спасательному транспорту! Им дорогостоящая эвакуация, весомый штраф и прокол в правах обеспечены.
Серьезно настроились на борьбу с неправильной парковкой и власти Франции: прошедшим летом минимальный размер «пенализации» повысили до 17 евро, прежний штраф продержался аж 25 лет.
В Туманном Альбионе незадачливому автовладельцу навесят блокиратор, который снимается после оплаты штрафа. Его сумма начинается с 30 фунтов (около 34 евро).
Примерно столько же потребуют заплатить в Испании. Там могут и эвакуировать за счет владельца, цена вопроса 100 евро.
Строги к халатным водилам в Скандинавии. В Дании, например, многие городские улицы оборудованы камерами: стоит простоять в неположенном месте даже с заведенным мотором дольше разрешенных 15 минут, жди «письма счастья» на 400 крон (55 евро).
Мой штраф в австрийском Граце за просроченную парковку невелик:
но его сумма возрастает в разы, если не уплатить вовремя.
Но больше всего не любят рассеянных «паркователей» в Италии. В одной только Флоренции ежедневно выписывают более 1200 штрафов: по одному каждые 40 секунд. Эта доходная статья приносит в городской бюджет более 52 млн. евро. Не отстают и другие города: Пиза, Милан, Рим. Более половины штрафов приходится на въезд в так называемую зону ограничения движения автомобилей (zona traffico limitato – ZTL), еще четверть – на парковку в неположенном месте.
Для сравнения: за превышение скорости – самое распространенное правонарушение на дорогах России – итальянцы попадаются в десять раз реже, выпивши – в сто раз. ZTL – как правило, исторический центр города, куда ограничен доступ транспорта. Въезд возможен только по постоянным пропускам для проживающих и временным – для оказания различных услуг. Система слежения «Аутовокс» контролирует все въезды и выезды из заповедного района: никаких шлагбаумов, только знаки и бдительные камеры. Запрет зачастую действует в дневное время, с 7:30 до 19:30.
Незадачливые путешественники да и многие итальянцы, закрутившись в узких средневековых улочках, нередко пропускают незаметно притулившееся к фонарному столбу или ограде предупреждение. В результате нарушение регистрируется каждый раз, как автомобиль без пропуска попадает под камеру. Штраф приходит по почте, сумма которого удваивается в случае неоплаты в 60-дневный срок. Впрочем, его легко обжаловать, представив итальянской полиции данные о, скажем, проживании в этот период в гостинице, расположенной на территории «запретной зоны».
Раньше иностранцы могли смело игнорировать пришедшую по почте квитанцию, так как за пределами ЕС ее исполнение невозможно было проконтролировать. Однако в 2007 году вступили в силу новые поправки в европейское законодательство, обязывающие правоохранительные органы стран-участниц сотрудничать по всем вопросам штрафования.
До недавнего времени более или менее спокойно могли себя чувствовать лишь англичане, чье Агентство по лицензированию водителей и автомобилей согласно внутреннему законодательству имело право не предоставлять свои данные зарубежной полиции. Это ограничение удалось обойти, подключив местные коллекторские агентства, которым чиновники теперь уже не вправе отказать. Подобные фирмы по выбиванию штрафов действуют и в других европейских странах. Вот она, коммерция на службе закона! Уйти от ответственности не удастся и арендаторам прокатных авто. Фирмы проката автомобилей могут по предписанию администрации самостоятельно списать сумму штрафа с кредитной карточки нанимателя. Соответствующий пункт, как правило, прописан в договоре аренды.
Суровость итальянского подхода, на первый взгляд, идет вразрез с привычным европейским либерализмом. Но каждая европейская страна устанавливает свою меру строгости, соответствующую уровню водительской культуры. Одно неоспоримо: любые штрафы действенны лишь в случае неминуемости их взыскания. Драконовские меры абсолютно бессмысленны, когда сама система непрозрачна и дает сбои.
ЗА ОКЕАНОМ
Строги к нетерпеливым автомобилистам и в США. С 2003 года полицейские получили право свинчивать дипломатические номера с посольских машин, чьи хозяева склонны считать себя выше местных законов. Первыми пеший ход освоили кувейтские атташе, на чью долю ежегодно приходится 250 штрафов за неправильную парковку – на сумму 1,9 млн. долларов.