Издалека «Волга»…
Переднеприводный ГАЗ-3103 проектировался параллельно с моделью 3111 – это легко понять по облику обеих машин. В отличие от последней, которая все же удостоилась собственного мини-конвейера и небольшой серии, ГАЗ-3103 так и остался красивой опытной разработкой
Полноприводный ГАЗ-24-95 «Волга» для охотничьего заказника «Завидово». Использованы раздаточная коробка, приводные валы и рессоры УАЗ-469. В 1974 году построена партия из пяти машин. Одной из них пользовался Генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев на отдыхе в Завидово. Уцелел один экземпляр, находившийся все это время в Горьком и сегодня выдаваемый за брежневский.
Предсерийная «Волга» ГАЗ-24-14, ходовой образец №4, с V-образным 6-цилиндровым мотором ГАЗ-24-14 рабочим объемом 2,99 л и мощностью 104 л.с., 1965 год. Работы над «шестерками» с карбюраторами и электронным впрыском, алюминиевым или чугунным блоком, а также дизелями проводились на ГАЗе с 1961 по 1971 год, однако серийные ГАЗ-24 получили слабенький 4-цилиндровый мотор. Фото: www.autowp.ru
Проект обновления внешнего вида ГАЗ-21 «Волга» художника-конструктора НАМИ Эдуарда Молчанова. Облицовку с горизонтальными планками в декабре 1960 года предлагало для «Волги» итальянское ателье Ghia, выполняя заказ бельгийского импортера «Волг», фирмы Scaldia-Volga. Однако решетку с частым вертикальным «китовым усом» на ГАЗ-21 сохранят. Она станет приметой и ГАЗ-24. Иллюстрация: ФГУП «НАМИ»
Только не такси!
В 1973 году по заданию техсовета Министерства автомобильной промышленности СССР ГАЗ разработал проект автомобиля-такси для выпуска на ЗАЗе. Из трех проектов (ЗАЗ, НАМИ и ГАЗ) работу горьковчан признали лучшей. Причем настолько, что министерство пожелало развернуть производство таксомотора в том числе и на самом ГАЗе. Завод отбился от нерентабельного заказа. ГАЗ-такси так и не был построен и существовал только в эскизах, компоновках и в производственном проекте.
Взамен «Чайки», снятой с производства по приказу «сверху», в 1987 году ГАЗ предложил «Волги» с улучшенной отделкой и моторами V8: ГАЗ-31013 с 5,53 л V8 («чайковским») и ГАЗ-31011 с 4,25 л V8 (от грузовика ГАЗ-53). Внешне образцы выглядели одинаково. Увы, они так и остались прототипами.
В начале 1970-х по заказу Министерства обороны ГАЗ приступает к разработке ГАЗ-3101, твердо намереваясь внедрить моторы V6 (бензиновый с впрыском и дизель), а также автоматическую трансмиссию. Первый образец по эскизам дизайнера Николая Киреева построен 15 декабря 1973 года. Из этой модели получится ГАЗ-3102 (в серии с 1981 года).
После того как Генсек КПСС Михаил Горбачев в приказном порядке свернул производство «Чайки», встал вопрос о равноценной замене. Свое предложение сделал и НАМИ. В 1988 году этот проект демонстрировался в закрытой секции выставки автомобильного дизайна на ВДНХ. Однако не был признан удачным.
Агрегаты обогнали кузов
На смену дорогой «Чайке» должна была прийти новая «Волга». В 1986 году ГАЗ построил «мул» – полноприводный образец ГАЗ-3106М с кузовом от 3102, но с колесной базой и колеей как у будущего ГАЗ-3105. Временный номер 3106М пришлось присвоить, поскольку образцы кузовов ГАЗ-3105 появились только в конце 1987 года. В ГАЗ-3106М почти все, кроме кузова, от ГАЗ-3105.
В конце 1987 года было построено четыре опытных образца ГАЗ-3105 (белого, черного, золотистого и темно-вишневого цвета). Дизайнер – Игорь Безродных. Вклеенные верхние стекла не опускались, и нижним секциям доверили функцию форточек. Якобы это решение не понравилось Раисе Максимовне Горбачевой, потому что через низкие форточки снаружи видны коленки. Скорее всего, это байка, и от мудреной конструкции отказались по практическим соображениям. Под капотом стоял V8 с электронным впрыском. У автомобиля был постоянный полный привод всех колес, подвеска – МакФерсон, рулевой механизм – реечный, тормоза – дисковые с АБС. Интерьеры для опытных образцов взяли от Saab 9000.
На первый взгляд – серийный ГАЗ-3105, а на самом деле – построенный на его укороченном шасси прототип ГАЗ-3104, оснащенный гидропневматическими стойками подвески с электронной системой изменения параметров жесткости в режиме реального времени и изменяемым клиренсом. Тема проводилась совместно с авиационным ОКБ им. П.О.Сухого. Под капотом вместо V8 – рядный 4-цилиндровый мотор. Фото предоставлено В.Н. Носаковым.
В ноябре 2003 года ОАО «ГАЗ» заказало московской инжиниринговой фирме Cardi Сергея Алышева проект рестайлинга ГАЗ-3102 – автомобиля, который неожиданно продолжал пользоваться спросом, несмотря на засилье подержанных иномарок. В 2004-м на выставке MIMS-2004 в Москве он был представлен на стенде ГАЗа. Дизайнер – Святослав Саакян.
Несть числа попыткам улучшить потребительские качества серийных «Волг» путем установки более мощных моторов, автоматических коробок (на снимке – ГАЗ-3110). И даже рессорную заднюю подвеску едва не заменили пружинной.
ГАЗ-3115 – прототип «Волги» сегмента D, 2003 год. Длина автомобиля – 4,5 м. Оснащена реечным рулевым механизмом, подвесками на подрамниках (спереди – 2-рычажная, сзади – многорычажка), 5-ступенчатой механической коробкой передач. Привод – на задние колеса. Под капотом прототипа – 2,3-литровый 4-цилиндровый 16-клапанный ЗМЗ-4062 мощностью 130 л.с.
ГАЗ-3111 – «Волга» в стиле «а-ля рюс» работы дизайнеров Сергея Плотникова и Игоря Безродных. Макет был представлен в 1998-м, а с 2000 по 2004 год завод выпустил порядка 450 таких машин. Нижегородская компания «Рида» разработала и испытала бронированную версию ГАЗ-3111 (на верхнем снимке).
Миф ГАЗ-3107
История, как Lancia Thesis едва не стала «Волгой» ГАЗ-3107, не более чем миф. В рамках сотрудничества с Fiat было создано СП «Нижегород-моторс», готовившее запуск на ГАЗе трех моделей Fiat – Palio, Siena и Marea. В 1998 году на двухмесячную стажировку в Турин отправились инженер-конструктор ГАЗа Вадим Переверзев и дизайнеры Игорь Безродных и Анатолий Шашков. В частности, их привлекли к проекту 841 – будущей Lancia Thesis 2002 года. Основанием для этого послужило соглашение о намерениях между предприятиями, предусматривающее возможность разработки модели E-класса на основе проекта 841 для выпуска на ГАЗе. С использованием программы Alias-Autostudio была создана математическая модель поверхности кузова. В результате Вадим Переверзев остался в Италии, а туринские дизайнерские наработки нижегородцев не пригодились.
Автор признателен Владимиру Никитовичу Носакову за помощь в подготовке материала.