Ваз-2131
Поспешу предупредить поклонников последовательного описания жизненного пути той или иной модели, принятого в этом разделе: сегодня речь пойдет лишь об одном случае из содержательной биографии пятидверной "Нивы", а хронологический порядок ее отказов и ремонтов будет восстановлен следующий раз. Итак, вас ждет совершенно правдивая история, произошедшая во время поездки на лоно природы.
Да, порой случай подбрасывает нам сюрпризы, напоминающие то ли выдумку, то ли веселый фельетон. Впору бы посмеяться, если бы ты сам не был непосредственным участником событий.
Поездка на рыбалку, пожалуй, самый подходящий случай проверить вездеходные качества автомобиля. Сказано - сделано. В дождливую осеннюю ночь с субботы на воскресенье длинная "Нива" покинула Москву. Если вы помните из предыдущих отчетов о VAZ 2131 (ЗР, 1996, № 5, 9), с ноября 1995 года не случилось ни одного прокола колес. На наших дорогах бесконечно долго такого не бывает. Стоило удалиться от города - сзади донесся характерный звук спустившего колеса. Километров за десять до этого мы как раз преодолели весьма сомнительный участок, где ремонтировали дорожное покрытие. Из растерзанной бетонки кое-где торчали прутья арматуры.
Торможу, осматриваю машину. О ужас, боковина правой задней шины вспорота сантиметров эдак на тридцать. Ремонт исключен - резина годится только для клумбы. Но сам порез очень аккуратный - камера не задета острым предметом, а протерта нитками корда, торчащими из разорванной покрышки. Ее-то, пожалуй, можно завулканизировать, но делать это придется днем на обратном пути, когда заработают шиномонтажные мастерские (запомните этот факт). Что же, дело житейское, вдвоем с напарником ставим запаску и бодро двигаемся дальше.
Добираться до речки пришлось через раскисшую пашню. "Нива" великолепно миновала глубокую грязь, но почти у самого берега ее стало тянуть влево. Неужели снова... Докатываю до места, глушу мотор. Елки-моталки - приехали! Левое переднее колесо на диске - шина спущена. Две дырки подряд - конечно, неприятно, но не смертельно. Решили по завершении рыбалки, периодически подкачивая колесо компрессором, доковылять до ближайшего поселка с сервисом. Расстояние - рукой подать, километров семь-восемь!
Отдохнув с удочкой в руках от капризной техники, начинаю готовиться в обратный путь. Достаю из багажника компрессор, перевожу рычаг коробки в нейтраль, зажигание, стартер, и... "Нива", урча двигателем, полным ходом выезжает в кусты. В чем дело? Надо все проверить еще раз. Результат неутешительный - якобы надежная "классическая" коробка внезапно заклинила! Включена первая передача, а рычаг болтается в нейтрали. Попытки пошуровать им туда-сюда с применением силы ничего не дали, разбирать механизм переключения на природе - глупо. Придется "пилить" на первой. К счастью, у "Нивы" есть "запасная" нейтраль в раздаточной коробке. Благодаря ей завел двигатель, подключил компрессор и на стоящей машине подкачал шину.
До асфальта всего километр, но когда "Нива" выползла на дорогу, колесо снова спустило. Нейтраль раздатки, подкачка, несколько минут езды на первой передаче - эту процедуру пришлось повторить много раз, прежде чем добрались до нужного поселка. Но главный сюрприз ждал именно там - в воскресенье единственный шиномонтаж (он же сервис) не работал. До Москвы почти 150 километров. Со скоростью не выше 30 км/ч, да еще "подкачиваясь" каждые пять минут, - это сколько же ехать придется?..
Выручила наблюдательность напарника. Он заметил, что воздух выходит только из-под вентиля камеры, и если его отогнуть вбок, то утечка становится заметно меньше. Тут же на обочине был найден небольшой камешек. Его запихнули между отверстием в диске и вентилем, добившись нужного перекоса. Будь что будет - попробуем ползти дальше. Прошло пять минут, десять - о чудо, покрышка держит. Так - на первой передаче и с камешком - доковыляли до крупного районного центра, преодолев пятьдесят километров! Там история повторилась - все пункты технического обслуживания оказались закрыты.
Но, видимо, свою долю невезения за эту поездку мы уже исчерпали. На окраине города попался работающий автобусный парк. Пропуском в местную ремзону послужила весьма небольшая сумма в рублях. Туда-то мы и притащили два дефектных колеса, оставив "Ниву" на дороге. Специалист по обувке "икарусов" и
ЛиАЗов взялся за дело. Камеру от покрышки, пробитой арматурой, завулканизировали быстро. А вот с другим колесом пришлось повозиться. Оказалось - сдала шина. Нитки корда вылезли внутрь и протерли камеру. Причем дырка была такой большой, что, по мнению нашего спасителя, подкачать баллон компрессором, а тем более ехать на нем было просто невозможно. Наверное, так и есть, но на "Ниве" стояли легкосплавные диски "Слик", предназначенные для бескамерной резины. Боковина шины плотно и надежно прилегала к ободу. Воздух выходил из пробитой камеры и, не найдя другого пути, просачивался наружу только через отверстие под вентиль. Дальнейшее вы знаете.
Вторую камеру тоже залатали, а чтобы защитить ее от острых ниток корда, внутрь покрышки запихнули "шубу" из листовой резины явно автобусного происхождения. Перспектива доехать до Москвы обрела реальные очертания - на автомобиле стояли четыре целых колеса, а в багажнике лежала запасная камера.
Нудное путешествие на первой передаче, длившееся целую ночь, подробно описывать не буду. Тот, кто много ездит, может себе представить изнурительную "пилёжку" со скоростью 25-30 км/ч. Под утро "Нива" наконец-то доковыляла до столицы.
Через несколько дней вскрыли коробку. Виновником бед оказался механизм переключения передач. Хвостовик его рычага без видимых на то причин выскочил из прорези штока первой-второй передачи. Все детали были целыми - менять их не пришлось. Аккуратно собрали узел, и коробка заработала как ни в чем не бывало. Самое удивительное, что по сей день она нас больше не тревожит.
В заключение отметим грустную подробность - все описанные события произошли с новым в общем-то автомобилем. Пробег пятидверной "Нивы" тогда едва перевалил за 25 тысяч километров.
Вадим КРЮЧКОВ