«Волга». Все течет…

Легендарные «Волги», «двадцать первая» и «двадцатьчетверка», как они создавались, как были выстраданы дизайнерами, конструкторами и технологами? Мы оглянулись назад и попытались лишь очень кратко вспомнить их историю

Отгремела первая послевоенная пятилетка, Горьковский автозавод вовсю штампует «Победы», а в недрах конструкторского отдела ГАЗа развернулась работа по созданию ее преемницы – ГАЗ-21 «Победа-II». Дизайнер Лев Еремеев представил гипсовый макет, схожий с укороченным ЗИМом. Но гораздо более радикальным выглядел параллельный проект под названием «Звезда», которым занимался Джон Вильямс. Его «победовский» преемник выглядел, как фастбек с плавниками сзади. Тем не менее работа Еремеева была гораздо ближе к технологическим возможностям завода, и с 1953 года все усилия художников сосредоточились на ней.

Проект, нарисованный Джоном Вильямсом на замену «Победе». Тогда он еще назывался «Звезда».

Поскольку автомобиль проектировался для жестких условий советской реальности, конструктивные особенности будущей «Волги» были полны противоречий. Например, рессорная задняя и шкворневая рычажная передняя подвески соседствовали с несущим кузовом, цельноалюминиевым двигателем, автоматической трансмиссией, составным карданным валом и централизованной смазкой узлов.

все три серии легендарной «21-й» машины, получившей имя «Волга»: 1956-го...
...1959-го...
...и 1962 года

К 1953 году определился общий стиль будущей машины, навеянный американской модой, а также название – «Волга». Ходовые прототипы 21-й «Волги» (1954 − 1955) выглядели почти так же, как серийные машины. За исключением оформления передка − цельный штампованный стальной лист с вертикальными прорезями уступил место трем горизонтальным балкам, украшенным каплевидным утолщением со звездой. И уже на капоте прототипов обосновалась фигурка скачущего оленя.

В 1956 году «Волга» ГАЗ-21-М (молотовец) увидела свет. Первая серия машин (до ноября 1958-го) была частично укомплектована «победовским» нижнеклапанным мотором, расточенным до объема 2,42 л (ГАЗ-21Г), – завод не успел освоить новый алюминиевый двигатель. Самые ранние машины оснащались автоматическими коробками.

С конца 1958 − начала 1959 года «Волга» прошла «рестайлинг», самой заметной частью которого стал возврат к историческому виду передней части автомобиля. Двигатель на второй серии был только верхнеклапанный ГАЗ-21, небольшое количество автомобилей второй серии опять получило АКП. В самом конце выпуска этой разновидности появился прототип «Волги» с кузовом универсал − ГАЗ-22. Машины и первого выпуска, и второго могли окрашиваться в два цвета.

Но самая грандиозная модернизация произошла с 21-й «Волгой» весной-летом 1962 года, когда появилась третья серия. Внешне эти машины отличаются радиаторной решеткой «китовый ус» с 36 прорезями, менее волнистыми бамперами, отсутствием клыков и знаменитой фигурки оленя. Третья серия создавалась под девизом «больше чистых линий, меньше хрома». В борьбе за удешевление производства ушли в небытие двухцветная окраска и АКП.

Двадцать первая «Волга» продержалась на конвейере до 15 июня 1970 года, когда ее полностью сменила 24-я модель. Для того чтобы понять, как появлялась эта машина и почему она получилась именно такой, нужно вообразить себе нашу страну и Горьковский автозавод середины − конца 60-х.

На стадиях первых макетов будущая машина тяготела к «москвичовским» формам

В это время по дорогам вовсю ездили легковые автомобили третьего послевоенного поколения, по стилю и характеристикам ушедшие далеко вперед от своих предшественников. Это появившийся в 1964-м «Москвич-408» с 50-сильным двигателем и передовым дизайном. В 1967 году ему в пару вышел еще более совершенный «Москвич-412» – автомобиль скоростной и по тем меркам безопасный. А в самом конце десятилетия свет увидел «топ» отечественного автопрома − полулицензионный ВАЗ-2101.

Таким образом, несмотря на то что крепко сработанный и приносящий валюту ГАЗ-21 признавали даже за границей, зарубежные дилеры прозрачно намекали, что с внешностью машины пора что-то делать.

Уже существовавшую на тот момент «Чайку» ГАЗ-13 Юрий Данилов уменьшил (на фото внизу) до размеров «Волги». Но графика «амери- канского размаха», ужатая до габаритов среднеевропейского класса и к тому же стремительно устаревающая, получилась несуразной
Проект Еремеева 1960 года

На умы художников начала 60-х сильнейшим образом повлияла американская промышленная выставка 1959 года в Сокольниках. Молодой дизайнер Юрий Данилов представил проект, схожий с «Чайкой». Макет Данилова можно считать первой отправной точкой в истории ГАЗ-24. В 1960-м два передовых проекта подготовили Еремеев (автор 21-й «Волги») и Циколенко. Оба продолжают тяготеть к «чайковским» барочным формам. Два года спустя проект Еремеева становится увеличенным «Москвичом», прямолинейным и лаконичным, но неоригинальным. В этот момент принимается судьбоносное решение – уменьшить высоту кузова, посадить ниже водителя и пассажиров, увеличить базу. То есть сделать новый автомобиль более «плоским».

В 1962-м Владимир Носаков предложил проект М-27, солидный, но элегантный
На стадиях первых макетов будущая машина тяготела к «москвичовским» формам

К 1963 году новый проект подготовили Циколенко и Киреев. На этом макете впервые можно увидеть знаменитые «24-е» форточки со скошенными углами снизу и цельноштампованные двери без отдельной оконной рамки. Долгий и мучительный процесс внезапно закончился тем, что в канун 1964-го Циколенко и Киреев, запершись в мастерской, буквально за две недели вылепили абсолютно новую машину – лишенную вычурностей, с аккуратными переходами поверхностей и, главное, самобытную.

В начале января 1964 года на худсовете свои творения представили тридцатилетний дизайнер Циколенко...
...и почти вдвое старший авторитетный Еремеев. Почти все руководители завода поддержали консервативный вариант маститого конструктора, но специально приехавший из Москвы легендарный дизайнер Юрий Долматовский сразу начал обсуждать проект молодого художника и в конце концов настоял на победе машины Циколенко!
Владимир Носаков, руководитель легкового подразделения ГАЗа и к тому же отличный художник, помнит все о создании 24-й модели!

Изначально под капотом ГАЗ-24 «Волга» должны были поселиться четыре различных вида силовых агрегатов: привычная всем рядная «четверка», два варианта 6-цилиндровых V-образников, «чайковский» V8 и перспективный рядный 4-цилиндровый дизель. Но построенный еще в начале производства 21-й модели Заволжский моторный завод, которому передали все двигательное производство с ГАЗа, откровенно не справлялся с новой программой. В результате 24-я «Волга» в абсолютном большинстве случаев комплектовалась потомком 21-го мотора – рядной «четверкой» с объемом 2,4 л и мощностью, в зависимости от степени сжатия, от 85 до 95 л.с. Как и на ее предшественнице, серийно на 24-й не появилось никакой другой коробки передач, кроме хрестоматийной механической «четырехступки». Разрабатывались для машины «автомат» под двигатель V6 и экзотическая трехступенчатая «механика» с рычагом на руле и автоматическим овердрайвом – все это осталось лишь на бумаге.

До утвержденного варианта были колебания, касающиеся фар и декоративных элементов. Между двумя прямоугольными, четырьмя круглыми маленькими...
...и двумя большими крупными выбрали последний – как самый выразительный и лаконичный

Заводские документы на новую «Волгу» были готовы к 1965 году, производство могло быть запущено в 1966-м. Почему же на следующую пятилетку ей был уготован «красный свет»? За стенкой легкового конструкторского экспериментального отдела находились военные специалисты завода. Грузовики и военная техника – основная продукция ГАЗа того времени. А на дворе – арабо-израильская война. СССР оказывал поддержку арабам, в первую очередь БТР60П. По заводской терминологии этот бронеавтомобиль называется ГАЗ-49, и именно на его выпуск, а также на разработку его преемника БТР70 бросили силы завода. За период с 1965-го по 1970-й в общей сложности было собрано менее 400 штук ГАЗ-24 – мелкосерийных. И только в июле 1970 года новый ГАЗ-24 «Волга» заменил на нитке конвейера 21-ю модель.

Помните про «Волгу»: да это же малогабаритная квартира?

Новая «Волга» была принята хорошо. Машина пошла в серию, замелькала на столичных улицах. Стране она понравилась – выглядела современно, возила комфортно. Статус завода заметно поднялся в глазах чиновников из госаппарата. О ней безуспешно мечтали – большинство машин до перестройки распространялось только по организациям. Купить ее в частное пользование могли лишь избранные. Ею одаривали космонавтов и в виде награды разрешали приобрести знаменитым артистам.

БТР70 на пять лет задержал выпуск «24-й» в большую серию

Не предназначенная для продаж в частные руки, «Волга» с самого начала проектировалась как автомобиль для различных служб. Версия для такси ГАЗ-24-01 (2) отличалась от базовой дефорсированным мотором, моющейся дерматиновой обивкой салона и таксометром с «зеленым огоньком». На базе универсала 24-02 выпускалась машина «Скорой помощи» (3). В ее кузове устанавливалась перегородка за передним рядом, размещались носилки для больного и сиденье медперсонала. Серийно выпускались также «таксишный» универсал 24-04 и газобаллонное такси 21-07.

В середине 80-х годов вконец износились кузовные штампы. Но на подготовленную изначально на смену «двадцатьчетверке» (а отнюдь не на параллельный выпуск!) новую модель 3102 военные наложили вето, заявив: «Мы не позволим, чтобы на «генеральском» автомобиле ездили в такси!»

В 1992-м вместе с меняющейся страной почти бесславно закончился век замечательной 24-й машины. Вместо замены устаревающей модели 24 на гораздо более перспективную 31-ю ГАЗ вынужден был сперва насыщать все ту же «двадцатьчетверку» уже отработанными 31-ми деталями (создавая 24-10), а затем и вовсе перелицевать 31-й кузов в отталкивающий даже внешне несуразный «ослобык» 31029

В результате появился компромиссный ГАЗ-31029. Кузов 3102, но бензобак за спинкой заднего сиденья не годился для универсала и для газобаллонного оборудования такси. Поэтому вернули бак между лонжеронов в полу багажника, а чтобы генералов не дразнить, сделали спереди спокойное оперение вкупе с простой пластиковой черной решеткой и оптикой от «Москвича-2141».

ГАЗ-3102

Но все это будет потом, спустя 20, 30 и 40 лет.

Ну а модели 3110 и 31105 еще не стали историей – каждый день мы их видим на дорогах
ГАЗ-31105

А в начале 70-х 24-я «Волга» гранеными формами и прекрасными деталями поражала ценителей стиля. Она была одновременно прямолинейной и игривой, лаконичной и не похожей на других, приземистой и проходимой, выносливой недоступной красавицей.

Подпишитесь на «За рулем» в