Разветвители гнезда прикуривателя: попал под раздачу
Запитать внешнее устройство в автомобиле можно от прикуривателя или розетки. В первом есть контактный зажим-скоба из биметалла – именно она выстреливает прикуриватель при его разогреве, в розетке же, ясное дело, такого нет. Гнезда могут быть диаметром 21,3 или 22,3 мм, глубиной от 29 до 35 мм.
Штекеры делают под 21 мм, обеспечивая их универсальность. Длину следует подбирать. Но как гарантировать надежный контакт? Подпружиненный колпачок центрального вывода стремится вытолкнуть штекер из гнезда, а вибрации ему в этом помогают. Поэтому некоторые изготовители сделали на штекере кольцевую канавку, которая фиксируется той самой биметаллической пластинкой. Если на тройнике есть такая канавка, лучше включать его в гнездо прикуривателя.
КАК ПРЕДОХРАНЯТЬСЯ?
В девяти вариантах из одиннадцати в штекерах тройников были установлены плавкие предохранители – на 5, 8, чаще на 10 А. Их работоспособность мы проверили надежным способом, подключив автомобильный теплоэлектровентилятор для обдува стекол, который требовал от сети 14 А.
Штатное гнездо автомобиля обычно защищено вставкой на 15 А – оно это выдержит. А вот предохранители всех тройников обязаны были возмутиться, однако это сделали только четыре изделия. В пятом предохранителя не было вообще, вместо него сгорела кнопка включения на штекере.
Еще два изделия наполнили дымом редакцию и стали плавиться. Один из предохранителей удалось спалить лишь при 20 А, еще один сжечь так и не смогли. Во всех случаях сильно разогревался центральный контакт на штекере и соединительный провод – на меди сэкономили.
Отдельную нишу занимает отечественное изделие – удлинитель с толстым проводом и парой «крокодильчиков» вместо штекера. Его, по замыслу авторов, надо подключать туда, где зажимы смогут ухватиться за токонесущие детали. Чем предохраняться в этом случае, непонятно.
Гнездо удлинителя выдержит любую нагрузку, но вот бортовая сеть...
ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕ НЕСЕТ
Общий вывод: подобные тройники требуют очень аккуратного обращения. На упаковках обычно написано, что «изготовитель ответственности за автомобиль не несет». Поэтому прежде всего прикиньте, какой ток потребляет устройство, которое вы планируете подключать через такой разветвитель. Исправные навигатор, коммуникатор, радар-детектор тройник не разогреют. Но случись какой дефект, рассчитывать на предохранитель не приходится. А потому простой совет: время от времени щупайте штекер тройника: именно он от перегрузки разогревается в первую очередь.
А уж если вы подключите мощный компрессор, пылесос, теплоэлектровентилятор, чайник, кофеварку, то ни в коем случае не оставляйте их под током без внимания. Вслед за дымом пламя появляется очень быстро!
ПОСТОЯННО ПРОВЕРЯЙТЕ ТЕМПЕРАТУРУ РАЗВЕТВИТЕЛЯ, ОСОБЕННО ЕГО ШТЕКЕРА!