BMW 1-й серии: битва за премиальность
Каждый новый автомобиль в гольф-классе получает все больше опций, еще недавно считавшихся премиальными. Системы контроля «слепых зон», парковочные «автопилоты», продвинутые мультимедийные системы – конечно, у покупателя по-прежнему есть возможность не платить за все эти навороты, но производителям волей-неволей приходится вести своеобразную «гонку вооружений» (и при этом удержать цену машин в разумных рамках). А BMW первой серии как самой премиальной среди конкурентов не отставать мало – надо быть на шаг впереди. И поэтому «начинка» нового поколения оказывается не менее, а то и более важна, чем драйверские впечатления от автомобиля…
Впрочем, прежде чем зарыться в меню системы iDrive и запомнить функции всех кнопок на передней панели, надо свыкнуться с интерьером. Позже, при разглядывании фотографий несложно будет увидеть общие черты с салонами и предыдущего поколения «копейки», и новой «пятерки» - но при первом контакте внутри становится как-то тесно... Тесно не локтям и не бедрам – а глазам!.. Большое количество мелких деталей, острые углы, сложные линии – безусловно, выглядит все это очень продвинуто, модно, современно. К тому же геометрическим центром композиции оказывается элегантный селектор автоматической КП, который впервые появился на машинах первой серии и тем самым закончил свое торжественное шествие вниз по модельному ряду. Но почувствовать себя в своей тарелке внутри этого легкого дизайнерского буйства получается, замечу, далеко не с первого километра…
К счастью, не возникает никаких проблем с посадкой: передние сиденья с приличным набором регулировок удается подогнать под себя идеально. Задним пассажирам самой компактной BMW по-прежнему не расслабиться (сидеть приходится в, скажем так, не самой естественной позе) – но если обратиться к цифрам, то несколько дополнительных сантиметров свободного пространства сзади конструкторам удалось выкроить. Не зря же база увеличилась на три сантиметра по сравнению с предыдущим поколением.
Смысловой же центр композиции салона – безусловно, огромный (почти девять дюймов в диагонали) дисплей. Он, конечно, входит в список дополнительного оборудования, но своих премиальных денег стоит. В русифицированном меню iDrive можно копаться бесконечно – и это не упрек, а комплимент, так как речь идет не о беспорядочном тыкании туда-сюда в попытках найти нужное подменю, а в освоении все новых и новых функций.
Для любителей «позажигать» - индикаторы мощности и крутящего момента. Для любителей разнообразных развлечений на борту – просмотр видео с DVD (чейнджер, правда, под передней панелью не уместился и находится в багажнике) или жесткого диска, а то и зависание в Интернете. Для деловых – синхронизация с установленной на телефоне программой Outlook, позволяющая выводить на экран и редактировать не только телефонную книгу, но и встречи и задачи (адреса из которых можно сразу же задать как пункт назначения в навигационной системе).
Алгоритм iDrive осваивается быстро и естественно – постепенно перестаешь понимать, зачем вообще нужны кнопки на передней панели. Впрочем, и у них есть свои продвинутые функции: номерные кнопки можно использовать как горячие клавиши – для быстрого вызова самых востребованных пунктов меню или звонка по нужному номеру одним нажатием. Причем, если поднести палец к кнопке, на дисплее появится подсказка – какое именно действие за этой кнопкой закреплено. Все это может показаться чересчур премиальным (то есть надуманным) на бумаге – но оказывается очень удобным и уместным, когда освоишь предоставленные возможности на практике.
Что же касается всевозможных вспомогательных систем, то на тестовых машинах удалось опробовать только без проблем работающий парковочный «ассистент» (впрочем, он поможет только при параллельной парковке) и видеокамеру заднего хода. Система мониторинга слепых зон на «копейку» не ставится – зато в зависимости от рынка и комплектации другие машины первой серии также могут предупреждать водителя о выпадении из полосы, об опасном сближении с движущейся впереди машиной, считывать знаки ограничения скорости и запрета на обгон… И конечно, не обошлось без чрезвычайно модной системы start/stop – с бензиновым мотором на версии 118i ее работу не особо и замечаешь, а вот дизель на версии 120d вздрагивает ощутимо – и рано или поздно мысль отключить систему приходит в голову…
Кстати, в этом чуть ли не самая заметная разница между двумя моторами. Бензиновый двигатель объемом 1,6 литра и 2-литровый турбодизель несильно отличаются по мощности (170 и 184 л.с. соответственно) – а восьмиступенчатая автоматическая коробка в большинстве режимов движения элегантно причесывает их под общий знаменатель. Конечно, если прислушиваться и приглядываться, то почувствуешь, что дизель тянет повеселее – но если просто топнуть на газ до упора, то коробка все переключит, когда надо, и сведет разницу к минимуму. Причем «спортивный, но автоматический» режим DS, когда электроника дает мотору раскрутиться до отсечки, для любителей активной езды можно назвать золотой серединой.
Передачи можно переключать и вручную – хоть селектором КП, хоть подрулевыми рычажками – но ощутимой разницы в поведении машины этим не добиться. Нет особой разницы, сбросить пару передач вниз нажатием на педаль или щелкнув рычажком – ускорение все равно начнется с определенной (пусть и небольшой) задержкой… Впрочем, для любителей тонкой настройки BMW первой серии предлагает четыре режима движения, переключаясь между которыми водитель меняет (в зависимости от комплектации) настройки двигателя, автоматической коробки передач и амортизаторов…