Власть – комиссарам
За один месяц двое наших сотрудников попали в аварию. Ничего серьезного, все живы-здоровы, помяли только железо. К одному полицейский домчался за небывалые 15 минут, к другому – за привычные три часа. Рекордное время показали лишь потому, что ДТП случилось на трассе, где носится начальство, а «нормальное» – когда столкновение произошло во дворе, куда спешить незачем. Инспекторы объяснили позднее прибытие традиционно: дескать, в этот день случилось множество аварий с пострадавшими, а у вас все живы-здоровы да и движения тут практически никакого. Знакомо?
НЕТ ЖЕРТВ – НЕТ И НОРМАТИВОВ
В регламенте, который для инспектора является руководством к действию, подробно прописано, что и как должен делать полицейский на месте аварии, а о времени сказано так: сроки прибытия при ДТП «должны быть минимально необходимыми для их осуществления, исходя из конкретной обстановки». Правда, нормативы даны только на случай, если пострадали люди.
В Москве и Санкт-Петербурге на такое ДТП инспекторы должны добраться не более чем за 20 минут, в других городах установлен предел в 15 минут, на федеральных дорогах – 20 минут, а в прочих населенных пунктах и на других автодорогах – 60 минут. А нет жертв – нет и нормативов.
Неправильно – решили в Генеральной прокуратуре РФ и недавно направили письмо министру МВД Р. Нургалиеву с предложением установить нормативные сроки. Похвальная инициатива, только из ГИБДД сразу ответили, что это нереально. В Москве за день происходит две тысячи аварий, 80% из них без увечий. В каждом из десяти столичных округов постоянно должны дежурить по три экипажа ДПС. Могут они быстро добраться до места аварии по пробкам в огромных-то районах? Ладно, добрались, но на писанину ведь тоже нужно время. Тогда прокуроры предложили упростить процедуру оформления. Хорошо бы, однако есть пара нюансов.
БЕЗ ИНСПЕКТОРА
Три года назад водителям предложили самостоятельно, не дожидаясь приезда сотрудников ГИБДД, оформлять ДТП по схеме европротокола, как во всех развитых странах. Но и эта норма не прижилась: слишком много ограничений – не более двух машин-участниц ДТП, водители не оспаривают обстоятельства аварии, а сумма ущерба не превышает смехотворных по нынешним меркам 25 тысяч рублей. На тысячу аварий такая – одна.
Водитель, проскочивший, к примеру, на красный, наверняка будет гнуть, что ехал на зеленый. Как определить, что все повреждения – следствие одной аварии? Согласишься и подпишешь, а эксперт потом выявит, что та фара была разбита задолго до ДТП... Или взять цену вопроса – 25 тысяч. Мыслимо ли в стрессовой ситуации прикинуть стоимость запчастей и ремонта? Кроме того, страховые компании поголовно не доверяют самостоятельно заполненным бумагам – попросту отказывают в выплате в 100% подобных случаев. Немудрено, что те водители, которые могли бы разъехаться полюбовно, изнывают в ожидании инспектора ДПС, а движение стопорится намертво.
Не надо увеличивать количество инспекторов, навязывать им искусственные и заведомо невыполнимые нормативы – достаточно освободить их от очередной избыточной функции (однако чем тогда будет заниматься по-прежнему огромная армия гаишников – в засадах сидеть?). Поэтому, господа прокуроры, стоит озаботиться не упрощением порядка оформления ДТП полицейскими, а изменением европротокола в ОСАГО.
Да, рядовой водитель не сможет в сложной ситуации оценить масштаб повреждений и даже правильно составить схему ДТП. Но для этого давно придуман – и отлично действует во всем мире – институт аварийных комиссаров, в задачу которых входит как раз оформление аварий без участия пострадавших.
У нас комиссары могли бы работать в составе Российского союза автостраховщиков. Пусть они, как разносчики пиццы, колесят на мопедах, велосипедах, роликах, общественном транспорте и даже в кожаной куртке. Главное – максимально быстро достичь места ДТП, зафиксировать происшествие и подготовить документы для страховой выплаты. Причем комиссар должен быть в этом материально заинтересован. Больше аварий обслужил – получи больше денег. Параллельно с этим нужно многократно увеличить минимальную сумму ущерба, когда аварию можно оформить без полиции. Но РСА сейчас не до того – готовятся к техосмотру. Нужен он им, как собаке пятая нога...
Гаишники – оформляют даже самые мелкие ДТП, страховщии – проводят ТО, прокуроры – разрабатывают временные нормативы для полиции. Все заняты делом, но не своим. Абсурд! Давно надо было все взять и поделить. Опыт в стране на этот счет немалый.