Skoda 422: простые истины
Помните, где расположена педаль, которую надо нажать, чтобы тронуться? Зря обижаетесь: в отношении этого автомобиля, вроде бы совсем бесхитростного, вопрос не праздный.
ПЕДАЛЬНЫЙ УЗЕЛ
Почему, интересно, среднюю педаль сделали маленькой металлической кнопкой – ведь слева и справа две вполне нормальные педали? Что взбрело на ум чешским конструкторам? Уж оставили они о себе память: кнопка-то – акселератор! Тормоз – справа, а слева (спасибо хоть за это!) – сцепление. Очень странное для современного водителя решение применяли, кстати, не только на этой «Шкоде-422», но и на иных моделях фирмы тех лет. Вот уж где стоит написать: «Путаю педали»! Привыкнуть, конечно, можно, но нужны время и сосредоточенность. А потом ведь садиться в нормальную машину…
Вдобавок к педальной путанице – правый руль (в Чехословакии до оккупации в 1938‑м было левостороннее движение), коробка передач без синхронизаторов, очень резкое сцепление. Поймать момент схватывания, трогаясь, нелегко: позорно глушу двигатель или не менее позорно дергаю машину. Такова особенность привода – педаль фактически напрямую связана с вилкой. Словом, в управлении автомобиль непростой. Но есть в нем некий шарм, свой характер, пусть и не самый легкий, зато честный: найдешь подход – не пожалеешь.
Наконец-то с чувством мальчишеской гордости поймал момент включения сцепления и тронулся почтенно, как и положено на такой машине. Работать рычагом коробки передач, даже левой рукой, в общем-то несложно, навыки двойного выжима сцепления у меня есть. Вот еще бы правой ногой попасть куда надо…
Попал! Машина удивительно ровно, не меняя траектории, и довольно уверенно останавливается. Хорошо отрегулированных механических тормозов для таких скоростей (паспортная максималка «Шкоды-422» всего-то 75 км/ч) и, конечно, неспешного темпа жизни начала 1930‑х – вполне достаточно.
СЕМЕЙНОЕ СЧАСТЬЕ
Тридцатые годы прошлого столетия – эпоха расцвета автомобиля. Из пеленок он уже вышел – стал увереннее, сильнее, надежнее. При этом машины были еще натуральные: сталь – такая, что хватит и внукам, ткань сидений при аккуратном обращении проживет десятилетия, дерево только настоящее. В рычагах, ручках, переключателях есть честная основательность и логичность. Вот только пресловутые педали… Ну да почти уже привык.
Такова она, «Шкода-422», новинка 1930-го, – небольшая, относительно доступная семейная машина, самая младшая в ряду фирмы, включавшем в себя в те годы четыре модели. Длина – около 4 м, база – 2600 мм. Четырехцилиндровый моторчик объемом 1,2 л развивает 22 силы. Смешно?
Для тех лет вполне нормально. Прямой конкурент 422-й – «Татра-57», дебютировавшая в 1931-м, имела двигатель примерно того же объема, мощностью 18 л.с. На немецком «Опеле-4/20PS» мотор был 20‑сильным, на полуторалитровом ФИАТ-514 – мощностью 28 л.с.
Вот американский, вернее, уже всемирный «Форд-А» хвастался 40-сильным двигателем, но при объеме почти 3,3 л. Кстати, если искать конструктивный аналог «Шкоды-422» в отечественном автопроме, то ближе всего ГАЗ-А. Его производство начали как раз в 1932-м, когда компания «Шкода» выпускала четыре модели с 4-, 6- и 8-цилиндровым моторами и множеством кузовов. В том же году 422-ю сменила более совершенная машина.
Откровений в конструкции «Шкоды» нет. Система охлаждения – термосифонная (вода циркулирует за счет разницы температур в системе), подвески – зависимые на рессорах, коробка передач – трехступенчатая. Зато всё просто, легко ремонтируется. Немаловажным для покупателей было и то, что двухдверный закрытый автомобиль расходовал в среднем всего 9 л бензина на 100 км. Но основные блага автомобильной цивилизации тех лет в «Шкоде» есть: мягкие сиденья, стеклоподъемники в дверях, электрический стеклоочиститель с щеткой справа, перед водителем (второй на недорогие модели ставили, как правило, в качестве опции). В общем, нормальный, комфортный семейный седан эпохи возмужания автомобиля.
МОТОРЫ И ЖИЗНЬ
В начале 1930-х, несмотря на экономический кризис, многие смотрели в будущее с оптимизмом. Казалось, самое страшное уже позади – Европа залечила раны Первой мировой. Автомобильные компании предлагали всё новые и новые модели. Завод в Млада-Болеславе (с 1930-го – ASAP, Акционерная компания автомобильной промышленности), кстати, модернизировал машины каждые два-три года, ведь спрос и конкуренция росли. В том же 1932-м в Женеве прошла конференция по разоружению…
Через шесть лет Чехословакию оккупируют, через семь начнется вторая мировая. Тот, кто покупал эту «Шкоду», о грядущем, конечно же, не знал и не думал. Машину сделали в 1931-м для выставки в Вене, и сначала она была кабриолетом. Но, вернув на завод, поставили более практичный, закрытый кузов, с которым автомобиль легче продать.
С тех пор до 1999-го (!) машина жила в одной семье. Правда, последние лет тридцать стояла в гараже, а потом была куплена нынешним хозяином, затратившим на реставрацию восемь лет и солидную сумму. Простая, не пижонская и совсем не помпезная «Шкода», несомненно, стоит того…
МАЛЕНЬКИЙ ЧЕХ
«Шкоду-422» выпускали c 1930 по 1932 год. Автомобиль оснащали 1,2-литровой «четверкой» мощностью 22 л.с. при 2800 об/мин. Снаряженная масса двухдверного закрытого варианта – 1000 кг, из них 730 кг – масса шасси. Для модели предлагали 2- и 4-дверный кузова: седан, купе, кабриолет, фаэтон и родстер, фургон, пикап, а также ландо для такси. Всего выпустили 3435 экземпляров. «Шкоду-422» сменила модель 430.
Редакция благодарит Михала Фиалу и компанию «Шкода»
за предоставленный автомобиль