Меняете машину? Приценитесь
Тень Великой депрессии
Многие о замене задумываются не только потому, что наступает «контрольный срок» или просто хочется, но и экономическая ситуация заставляет задуматься. Финансовые и фондовые рынки слегка лихорадит, на фоне гигантских госдолгов США и стран Евросоюза американцы всех пугают крахом почище Великой депрессии. Экс-министр финансов Алексей Кудрин считает, что если не сократить военные расходы − а от них власти не откажутся − и социальные программы или же не поднять налоги, страна «съест» золотовалютные резервы, ее накроет вторая волна кризиса, а защититься уже будет нечем.
Услыхав о такой перспективе, кто-то кинется защищать накопления, чуть не в первую очередь, вкладывать в движимое имущество (так уже было в первую волну) — чтобы успеть до возможного взлета цен или обесценивания сбережений.
Но так ли все запущено, чтобы суетиться?
Уйми мандраж
Исследователи и оракулы, предвещающие планетарные и коллапсы помельче, ошибаются чаще, чем приметы. В природе стада и стаи улепетывают от еще неначавшихся наводнений и пожаров; кошки и собаки ноют и воют накануне землетрясений; полезные, как считают моряки, судовые грызуны сбегают с борта незадолго до кораблекрушения…
Признаки неизбежного обвала в финансовой сфере, во всяком случае в ближайшей перспективе, не наблюдаются. Несмотря на напряженку на валютной бирже, соотношение рубля и основных мировых валют, а также соотношение валют между собой держится в рамках приемлемых «коридоров». Да, рубль хотя слегка «просел», но резервов Центробанка, как не раз заверял его председатель Сергей Улюкаев (и что подтверждается публикацией данных ЦБ), достаточно, чтобы оградить нас от гиперинфляции, по меньшей мере в рамках умеренных, как нынче, курсовых колебаний.
А вот признак более понятный для потенциального покупателя авто, планирующего приобретение в 2012 году − представительства компаний-производителей, а также дистрибьюторы в одну душу уверяют, что ситуация не дает повода сесть за пересмотр цен на машины. И нечего, дескать, мандражировать.
До выборов и после
Рост цен будет, но вынужденный и не катастрофический, заметил в беседе на RBC TV Франк Шауфф , генеральный директор Ассоциации европейского бизнеса (AEБ). Во-первых, никто не отменял естественную инфляцию. Кроме того, у всех производителей каждая последующая модель дорожает, т.к. становится все лучше оснащенной. Затраты на производство увеличиваются из-за роста тарифов на услуги естественных монополий (энергетиков, железнодорожников и т.п.).
Правда, на рост тарифов правительство наложило мораторий, он продлится до следующего лета — до времени после выборов президента РФ. А дальше, что называется, не взыщите: на следующий автомобиль придется поднакопить побольше, чем на нынешний.
Со своего огорода дешевле
А вот не ближайшая, а последующая за ней замена может не потребовать таких уж нечеловеческих усилий, во всяком случае, такую надежду дают прикидки руководителей отрасли. Многое будет зависеть от того, насколько успешно иностранные производители, развернувшие у нас свои предприятия, будут выполнять обязательства по промсборке и, в частности, локализации (когда комплектующие не везут из-за границы, а производят здесь, на месте), а также как скоро РФ войдет во Всемирную торговую организацию.
Замминистра промышленности и торговли РФ Андрей Дементьев напомнил недавно об известной зависимости — чем выше уровень локализации, тем ниже стоимость автомобиля. И назвал цифру: за счет организации производства на месте конечную стоимость машины можно уменьшить на 15-20%.
Что подтверждается примером-сравнением — почему Camry, произведенная на заводе Toyota в США, стоит заметно дешевле, чем такая же машина, сделанная на заводе японской корпорации в Санкт-Петербурге. Едва ли не самая существенная причина такой разницы — потому что «американку» собирают на 60% из компонентов, изготовленных в Штатах, а питерская почти на 90% состоит из завезенных.
Хотите импортную?
О том, если в качестве той, очередной машины, вы захотите импортную, а не произведенную в РФ.
По согласованному с ВТО плану, разъяснил директор департамента автопрома Минпромторга Алексей Рахманов, Россия будет обязана в течение семи лет с момента вступления в организацию поэтапно опустить планку ввозных пошлин на легковые автомобили с нынешних 25% (не зря такую пошлину называют заградительной) до 15%. И раз уж заговорили на эту тему: на грузовые машины — до 10 и 15% в зависимости от класса двигателей.
Осталось преодолеть пустяк — на вступление России в ВТО получить согласие Грузии.