Куба: весь покрытый зеленью
Мафиозо потягивает сигару и смачно кроет режим Кастро:
– Фидель – террорист! – повторяет он. – Закрыл страну и никого никуда не пускает. По телику – два канала: ни черта не увидишь. А хочешь посмотреть, как на самом деле живут кубинцы?
Хочу, естественно. Как же я вовремя предложил этому мужику выпить со мной пива: откуда было знать, что он мафиозо… Держит свой бизнес, но на олигарха никак не похож. И на халявное пиво сразу согласился. А сигары у него, между прочим, классные. Хотя и левые. Мафиозо тащит меня туда, куда обычный турист никогда в жизни не попадет. Да туристам это и ни к чему: для них из отелей ходят автобусы с «правильными» гидами.
А тут только и думаешь: как же люди здесь умещаются и на какие деньги живут? Нищета жуткая, цены ого-го… Но плохо ли им здесь? А вот не похоже! Сдается, Фидель заложил в нацию хороший запас радости, хотя и трудно понять, по какому именно поводу эта радость.
Кубинцы обожают бокс. Все прекрасно знают нашего тяжеловеса Игоря Высоцкого. Все, в том числе молодежь, замечательно относятся к русским и вообще к выходцам из СССР. По нынешним временам это редкость. А вот американцев в целом ненавидят, хотя и непонятно, за что. Не могут простить им сравнение своей родины с большим публичным домом – так, кажется, когда-то говорили? Возможно.
Жену хватает за палец злой питбуль, высунувший морду из какой-то глубокой ямы. На ночь охранники выпускают их охранять территорию. Вроде повезло: просто глубокая царапина. Но мафиозо сердится, обзывает пса Фиделем и кричит, что лично его убьет. Просим помиловать скотину и отправить нас к доктору. Не вопрос! В клинике довольно грязно, но доктор хороший: аккуратно перевязал и успокоил…
Как тут относятся к Фиделю и его режиму, сказать сложно. По надписям на стенах не разберешься. Что, к примеру, означает «Слава Раулю»? Отличают ли они Рауля от Фиделя? Особо откровенничать на эту тему побаиваются. Впрочем, нищета налицо, а все как-то живут. Кстати, Рауль молодец: говорят, при нем у кубинцев появились микроволновки! В магазины нос лучше не совать. Сувенирные лавки, конечно, не в счет, а вот продовольственные напоминают конец восьмидесятых у нас – с несъедобными консервами и карточками. Сам видел, как в лавке люди записывались в долговую тетрадь, чтобы набрать какой-то еды.
Промтоварных магазинов вообще не видел. Может, плохо искал? Как они тут живут практически без денег, я так и не понял. Страна очень дорогая, но кубинцы не суетятся и, похоже, наслаждаются уже тем, что живут именно здесь. Кстати, наш отель – с четырьмя звездочками, но без Интернета – обходился примерно в 6000 рэ за ночь: дороговато… Про стоимость авиабилета вообще лучше молчать: приготовьтесь отсчитывать четырехзначные долларовые суммы. Но все равно я счастлив, что побывал здесь. И прошел всю Гавану из конца в конец.
Правда, положа руку на сердце, влюбиться в эту страну я так и не смог. Хотя и старался…
«КАДИЛЛАК» ПРОТИВ «ЛАДЫ»
Автомобиль на Кубе – нечто ценное и недоступное для коренных жителей. В посольстве уточнили: новые автомобили (например, «Пежо») здесь продают только иностранцам, работающим на Острове Свободы, а также заслуженным людям, но только с согласия местного комитета защиты революции – аналога нашего райисполкома. А кубинцам, даже располагающим требуемой суммой, не возбраняется перекупить автомобиль у другого владельца, но тоже с разрешения комитета.
В свободном обороте лишь автомобили, ввезенные до революции, точнее, до 1961 года, когда социализм победил окончательно и бесповоротно, а страна оказалась в глубокой изоляции. Сегодня цена, скажем, «Кадиллака-Девиль» 1957 года примерно 10 000 долларов при средней зарплате в 20 долларов.
Что до вазовских «пятерок» и «семерок», их используют как таксисты, так и полицейские. Популярность «Жигулей» всегда была необычайно высока: недорогие и простые машины здесь любят куда сильнее, чем у нас. По острову сегодня бегает примерно сотня тысяч разного рода «жигулят» и их родственников.
В начале двухтысячных АВТОВАЗ поставлял сюда до 2000 машин ежегодно, однако в последние годы закупки практически свернуты. Российский производитель и сегодня не прочь поставлять Кубе как машины, так и запчасти, но у него появился конкурент. Если последние десятилетия кубинские чиновники ездили на «ладах», то сегодня они все увереннее осваивают китайские автомобили. Примеру начальников последовало большинство служащих.
Самый доступный кубинский транспорт – велосипед. Его можно взять в аренду (примерно доллар в сутки), но лучше не оставлять на улице без присмотра: исчезнет.
Мопед обойдется примерно в 25 долларов, а легковая машина (со страховкой) – в 60. Требования к арендатору несложные: стаж более года, возраст водителя - не моложе 21 года и, конечно же, права. Бензин – около доллара за литр. Встретите по более низкой цене – подумайте, прежде чем заливать. Дизельное топливо примерно вдвое дешевле. Можно заказать авто с водителем! Но за восемь часов придется отстегнуть чуть не 1000 долларов.
Колоритный кубинец-таксист возит приезжих.
Местные предпочитают пользоваться рикшами. Причина финансовая: поездка от аэропорта до центра Гаваны занимает 25 минут и обходится примерно в 30 песо, то есть в 30 евро. А рикши за 5 песо возят всех.