Куба: весь покрытый зеленью

Тринадцатичасовой перелет – и ты на Кубе. Виза не нужна: оформляешь уже на месте.
То и дело ловишь себя на мысли, что очутился в шестидесятых. Чем не обложка журнала той эпохи?

Мафиозо потягивает сигару и смачно кроет режим Кастро:

– Фидель – террорист! – повторяет он. – Закрыл страну и никого никуда не пускает. По телику – два канала: ни черта не увидишь. А хочешь посмотреть, как на самом деле живут кубинцы?

Хочу, естественно. Как же я вовремя предложил этому мужику выпить со мной пива: откуда было знать, что он мафиозо… Держит свой бизнес, но на олигарха никак не похож. И на халявное пиво сразу согласился. А сигары у него, между прочим, классные. Хотя и левые. Мафиозо тащит меня туда, куда обычный турист никогда в жизни не попадет. Да туристам это и ни к чему: для них из отелей ходят автобусы с «правильными» гидами.

Видели настоящего мафиозо? Он проникся к нам расположением и показал, «что, где и когда». Субъект промышляет нелегальным производством сигар, а Фиделя люто ненавидит… Чем-то смахивает на наши девяностые.

А тут только и думаешь: как же люди здесь умещаются и на какие деньги живут? Нищета жуткая, цены ого-го… Но плохо ли им здесь? А вот не похоже! Сдается, Фидель заложил в нацию хороший запас радости, хотя и трудно понять, по какому именно поводу эта радость.

Кубинцы обожают бокс. Все прекрасно знают нашего тяжеловеса Игоря Высоцкого. Все, в том числе молодежь, замечательно относятся к русским и вообще к выходцам из СССР. По нынешним временам это редкость. А вот американцев в целом ненавидят, хотя и непонятно, за что. Не могут простить им сравнение своей родины с большим публичным домом – так, кажется, когда-то говорили? Возможно.

Жену хватает за палец злой питбуль, высунувший морду из какой-то глубокой ямы. На ночь охранники выпускают их охранять территорию. Вроде повезло: просто глубокая царапина. Но мафиозо сердится, обзывает пса Фиделем и кричит, что лично его убьет. Просим помиловать скотину и отправить нас к доктору. Не вопрос! В клинике довольно грязно, но доктор хороший: аккуратно перевязал и успокоил…

Ночная Куба. Сюда выходят пообщаться… У нас наверняка добавились бы столы с домино или шахматами для культурного общения.

Как тут относятся к Фиделю и его режиму, сказать сложно. По надписям на стенах не разберешься. Что, к примеру, означает «Слава Раулю»? Отличают ли они Рауля от Фиделя? Особо откровенничать на эту тему побаиваются. Впрочем, нищета налицо, а все как-то живут. Кстати, Рауль молодец: говорят, при нем у кубинцев появились микроволновки! В магазины нос лучше не совать. Сувенирные лавки, конечно, не в счет, а вот продовольственные напоминают конец восьмидесятых у нас – с несъедобными консервами и карточками. Сам видел, как в лавке люди записывались в долговую тетрадь, чтобы набрать какой-то еды.

Промтоварных магазинов вообще не видел. Может, плохо искал? Как они тут живут практически без денег, я так и не понял. Страна очень дорогая, но кубинцы не суетятся и, похоже, наслаждаются уже тем, что живут именно здесь. Кстати, наш отель – с четырьмя звездочками, но без Интернета – обходился примерно в 6000 рэ за ночь: дороговато… Про стоимость авиабилета вообще лучше молчать: приготовьтесь отсчитывать четырехзначные долларовые суммы. Но все равно я счастлив, что побывал здесь. И прошел всю Гавану из конца в конец.

Гавана столь же красива, сколь и бедна.

Правда, положа руку на сердце, влюбиться в эту страну я так и не смог. Хотя и старался…

«КАДИЛЛАК» ПРОТИВ «ЛАДЫ»

Автомобиль на Кубе – нечто ценное и недоступное для коренных жителей. В посольстве уточнили: новые автомобили (например, «Пежо») здесь продают только иностранцам, работающим на Острове Свободы, а также заслуженным людям, но только с согласия местного комитета защиты революции – аналога нашего райисполкома. А кубинцам, даже располагающим требуемой суммой, не возбраняется перекупить автомобиль у другого владельца, но тоже с разрешения комитета.

В свободном обороте лишь автомобили, ввезенные до революции, точнее, до 1961 года, когда социализм победил окончательно и бесповоротно, а страна оказалась в глубокой изоляции. Сегодня цена, скажем, «Кадиллака-Девиль» 1957 года примерно 10 000 долларов при средней зарплате в 20 долларов.

Как весь кубинский транспорт умудряется двигаться – загадка. Даже в центре города поломка машины не редкость.

Что до вазовских «пятерок» и «семерок», их используют как таксисты, так и полицейские. Популярность «Жигулей» всегда была необычайно высока: недорогие и простые машины здесь любят куда сильнее, чем у нас. По острову сегодня бегает примерно сотня тысяч разного рода «жигулят» и их родственников.

В начале двухтысячных АВТОВАЗ поставлял сюда до 2000 машин ежегодно, однако в последние годы закупки практически свернуты. Российский производитель и сегодня не прочь поставлять Кубе как машины, так и запчасти, но у него появился конкурент. Если последние десятилетия кубинские чиновники ездили на «ладах», то сегодня они все увереннее осваивают китайские автомобили. Примеру начальников последовало большинство служащих.

Сейчас мимо прошуршит лимузин Элвиса Пресли… Центр современной Гаваны почему-то навевает именно такие мысли.

Самый доступный кубинский транспорт – велосипед. Его можно взять в аренду (примерно доллар в сутки), но лучше не оставлять на улице без присмотра: исчезнет.

Мопед обойдется примерно в 25 долларов, а легковая машина (со страховкой) – в 60. Требования к арендатору несложные: стаж более года, возраст водителя - не моложе 21 года и, конечно же, права. Бензин – около доллара за литр. Встретите по более низкой цене – подумайте, прежде чем заливать. Дизельное топливо примерно вдвое дешевле. Можно заказать авто с водителем! Но за восемь часов придется отстегнуть чуть не 1000 долларов.

Колоритный кубинец-таксист возит приезжих.

Кубинец-таксист

Местные предпочитают пользоваться рикшами. Причина финансовая: поездка от аэропорта до центра Гаваны занимает 25 минут и обходится примерно в 30 песо, то есть в 30 евро. А рикши за 5 песо возят всех.

Вот и рикша подъехал, самый демократичный транспорт Кубы.

Подпишитесь на «За рулем» в