По дорогам Финнмарка на машинах Great Wall
Финнмарк – самая северная провинция Норвегии, расположенная целиком за Полярным кругом. Добираться туда на автомобиле – дело небыстрое что для жителей большинства европейских стран, что для россиян (которым надо либо проехать всю Финляндию, либо ехать на север по не самой приятной мурманской трассе). С другой стороны, автомобиль – пожалуй, безальтернативный способ путешествия по Финнмарку. Расстояния между интересующими туриста точками тут немаленькие, нужный автобус найдется далеко не всегда, а главное – пейзажи настолько впечатляющие, что просто необходимо иметь возможность остановиться в нужный момент.
Достопримечательностей в Финнмарке хватает, но принадлежат они, как правило, к одной из двух групп. Первая – это, конечно, природа: величественные фьорды, могучие ледники и прочие красоты. Ими можно любоваться бесплатно из окна автомобиля – а можно за деньги напроситься на участие в не слишком разнообразных развлечениях вроде ловли крабов. Вторая категория – места, связанные со второй мировой войной. Самый популярный бренд из этой области – «Тирпиц», немецкий линкор, базировавшийся в этих местах почти всю войну. В итоге корабль был потоплен авиацией союзников, но сохранившихся вещей и фотографий хватило аж на два музея: один находится в Тромсе (самом большом городе в регионе), другой – неподалеку от городка Альта (в Альта-фьорде «Тирпиц» достаточно долго базировался).
А в городе Киркенес одной из главных достопримечательностей является вырубленное в скале бомбоубежище, где гражданское население пряталось во время авианалетов. Бомбила город советская авиация, так как Киркенес был крупной военной базой, где одномоментно находилось около 15 000 немецких солдат. При этом норвежцы никогда не забывают упомянуть, что за время длившихся несколько лет налетов в городе погибло всего девять гражданских лиц.
Но самая известная туристическая точка Северной Норвегии – мыс Нордкап. Даже если кто-то не помнит этого названия, наверняка видел фотографии с характерным глобусом, окруженным толпой туристов. Нордкап – отличный пример того, как привлекательное для туристов место можно сделать буквально из ничего. Высоких утесов, с которых открывается вид на океан, в Норвегии, как можно догадаться, предостаточно – с чего же именно на Нордкап валом валит народ, чтобы заплатить деньги за вход на смотровую площадку и затариться сувенирами?
Дело в том, что официально Нордкап считается самой северной точкой материковой Европы. В реальности это не совсем так. Во-первых, этот мыс не является частью материка, так как находится на острове Магеройя. Во-вторых, соседний с Нордкапом мыс Кнившельодден на деле выдвигается в океан немного севернее. Правда, туда нет проезда – и желающие попасть на Кнившельодден должны пройти девять километров пешком. Маршрут нельзя назвать утомительным, но все же побывавшие на «самой-самой» северной точке испытывают определенную гордость. И гордо вписывают свои имена в специальную книгу, которая хранится на мысе в железном ящике.
Дороги в Финнмарке располагают к неспешной езде и любованию окружающей природой. Они ровные, но узкие - чаще всего по одной полосе в каждом направлении. А поскольку дороги постоянно вьются вдоль фьордов или речных долин, прямых участков на них сравнительно немного – поэтому искушение обогнать впереди едущие машины и нарушить скоростной режим появляется редко. Еще одна особенность – отсутствие обочин: нередко кювет начинается прямо от края асфальта. Поэтому даже на полупустых дорогах самых дальних полуостровов и островов любители быстрой езды должны быть особенно осторожны. Еще одна вещь, которая может основательно умерить пыл хозяев «горячих» машин, – ситуация с «девяносто восьмым» бензином, который на местных заправках является скорее исключением.
Извилистость местных маршрутов предъявляет некоторые требования к навигации. К примеру, паромные переправы – обязательный атрибут здешних мест. Навигация запросто прокладывает маршруты, подразумевающие пересечение фьордов на пароме, а расписание бывает разным (вплоть до одного-двух рейсов за день). Поэтому путешественникам надо держать ухо востро – желательно заранее понимать, какими переправами надо будет воспользоваться и насколько часто курсируют на них паромы. Иначе время будет потрачено либо на многочасовое ожидание у пристани, либо на многокилометровый объезд.
Кстати, по пути из одного города Финнмарка в другой нередко имеет смысл срезать дорогу по территории, сопредельной Финляндии. Дорожная ситуация резко меняется чуть ли не на самой границе. В Норвегии дорога то взбирается на холм, то спускается с него, поворачивает то направо, то налево – в Финляндии же по плоской местности едешь чуть ли не все время по прямой. Но это не значит, что надо расслабляться. Пасущиеся вдоль дороги олени не просто могут перейти на другую сторону, но нередко буквально бросаются под приближающиеся машины. Поэтому, увидев животных, водителю не грех сбросить скорость до пешеходной – иначе есть риск угодить в типичное для Заполярья, но от этого не менее неприятное ДТП.