В подводном царстве
В середине августа под Питером заработали сразу два таких туннеля, с трехполосным движением в каждом. Их длина – 950 м, а над головой автопутешественнников плещется 16-метровая водяная толща. Защищает от нее сплошная железобетонная плита толщиной 4 м. Туннели позволили, наконец, замкнуть объездную дорогу (КАД) вокруг Северной столицы. Но это не единственное подобное сооружение в городе.
С 1983 года автолюбители пользуются Канонерским туннелем, соединяющим Гутуевский и Канонерский острова. Он лишь чуть (на 26 м) короче нового и имеет по одной полосе движения в каждую сторону. А вот технологически это совсем иное сооружение. Его не прорыли в земле под водой, а просто опустили на дно трубу, состоящую из сборных секций (каждая по 75 м длиной и весом около 8000 т!), и потом откачали из нее воду.
Перед тем как отправиться в подводное путешествие по наиболее интересным туннелям мира, упомянем еще одно сооружение, давно знакомое москвичам: небольшой туннель на Волоколамском шоссе под судоходным каналом.
ТУННЕЛЬНЫЙ СИНДРОМ
Длинные туннели вызывают у некоторых водителей так называемый туннельный синдром, родственный боязни замкнутого пространства – клаустрофобии. Иногда это приводит даже к потере контроля над автомобилем. Но чаще приходится наблюдать другое явление: из-за искажения видимой перспективы в трубе водители забывают… прибавить газ на подъеме и начинают тормозить весь поток. В новом Гамбургском туннеле под Эльбой таких «тормозов» приводит в чувство громкий голос из динамиков: «Внимание, говорит полиция! Пожалуйста, поезжайте быстрее, вы задерживаете движение!».
ТУННЕЛИ МИРА
Старый туннель под Эльбой построен в Гамбурге в 1911 году и до сих пор открыт для движения, хотя в силу своих особенностей не может пропускать сколько-нибудь интенсивный поток. Дело в том, что к его трубам ведет не спуск, а лифты грузоподъемностью 10 т!
Автомобиль заезжает в кабину лифта, опускается к собственно туннелю, а в конце таким же образом поднимается на свет божий. Туннель изначально был платный, причем цены определялись весьма гибко: отдельно для авто, лошадей, ослов и даже… собак.
Длина туннеля 426,5 м, он прорыт на глубине около 3 м под руслом. Высота каждой «трубы» – аж 6 м: кареты раньше были высокие, а еще кучер держал вертикально длинный хлыст. С шириной хуже: современный легковой автомобиль проходит по этому туннелю буквально впритирку. Зато какое приключение!
Сооружение под Эльбой открыли недалеко от старого в 1975 году. Длиной в 3325 м, туннель стал одним из самых протяженных в мире. Правда, собственно под водой проложили лишь 1056 м, остальное приходится на спуск и подъем (вот на чем экономили раньше). В день сооружение пропускает до 120 000 авто. Причем движение по полосам реверсивное, с учетом преобладающего потока.
Изначально туннель состоял из трех двухполосных труб, сейчас их уже четыре. В годы холодной войны здесь были смонтированы ловушки для советских танков. По нажатию кнопки должен был произойти взрыв и проезд перегородили бы блоки весом по 107 т каждый. Но не бойтесь: в 2000 году взрывчатку изъяли за ненадобностью.
Кросс-Харборский туннель в Гонконге открылся в 1972 году и соединил острова Гонконг и Ковлон. Он примечателен не длиной или глубиной, а одним из самых напряженных в мире транспортных потоков. Строился туннель методом погружения труб на дно.
Длина небольшая, всего 1860 м, да и на количестве труб (их всего две) сэкономили. Получилось в общей сложности четыре полосы движения, которые всегда плотно забиты автомобилями. Впрочем, этого в далеких семидесятых предвидеть не могли…
Датский туннель Дрогден длиной 4050 м пропускает под проливом Эресунн автомобили и поезда из Копенганена в Мальмё (это уже Швеция) и обратно. Он является частью единого с мостом сооружения. Под главным пролетом моста есть «зазор» высотой 57 м для пропуска судов, но последние предпочитают плыть не под, а над автомобилями.
Мост и туннель состыкованы на искусственном острове Пеберхольм (в переводе – Перец-остров). Над названием датчане долго не думали – ведь соседний островок называется Сальтхольм, то есть Соль-остров... Состоит Дрогден из 20 железобетонных сегментов весом по 55 000 т каждый, уложенных в вырытом на дне канале. Несмотря на огромную тяжесть, эти полые блоки могли бы и всплыть, если бы не слой насыпанных сверху камней в полтора метра. Они же защищают автомобили и поезда от кораблей со слишком большой (свыше 10 м) осадкой.
Токийский туннель Аква-Лайн представляет собой часть комбинированного сооружения из собственно туннеля (9,6 км) и моста (4,4 км). Он соединяет города Кавасаки и Кизарацу, будучи четвертым по длине подводным туннелем мира. Открылось сооружение в конце 1997 года и сразу сократило путь между точками А и Б на 100 км.
В месте перехода с моста в туннель насыпан искусственный остров Умихотару. На нем можно остановиться и собраться с духом перед погружением (или отпраздновать выход на белый свет) в нескольких ресторанах, купить сувениры в магазинчиках. А еще на одном островке над туннелем расположена оригинальная Башня ветра, которая использует энергию воздушных потоков для электроснабжения.
Эйксуннский туннель в Норвегии проложен по дну Стур-фьорда и соединяет города Эйксунн и Рьянес. Он открылся для движения в 2008 году и при длине 7765 м зарывается на 287 м ниже уровня моря. Это самый глубокий тоннель в мире! Спуск и подъем имеют уклон до 9,6% – круто. От воды автомобили отделяет скальная порода толщиной 50 м, а кое-где над дорогой нависает до полукилометра камня. С ним не справлялся никакой проходческий щит, поэтому использовали бурение и взрывчатку. Зато не пришлось отделывать и герметизировать стены. Проезд платный – по 76 крон с легкового авто.
Другой туннель, Бёмлафьордский, открылся в 2000 году и стал пусть не самым глубоким (262,5 м ниже уровня моря), но зато самым длинным подводным туннелем в Норвегии – 7820 м.