Вождение в стиле ФСО: если подвел прогноз
Работа на опережение
На автодроме Федеральной службы охраны в подмосковной Купавне я уже не первый раз. С момента открытия минуло три года, в последний раз я бороздил расчищенную от снега площадку на машинах Академии вождения «Мерседес-Бенц» - и даже выиграл финальные соревнования на 525-сильном заднеприводном монстре Е63 AMG.
Уникальный комплекс, «заточенный» под всестороннее обучение водителей, активно используется круглый год, и поэтому было особенно интересно самостоятельно пройти сквозь препятствия из воды и конусов. Инструкторы особо подчеркивают, что основная задача курсов Центра обучения безопасному вождению — научить не экстремальному, а именно безопасному вождению.
Для практических занятий используются вышедшие на пенсию разъездные автомобили Федеральной службы охраны - «Мерседесы» S- и E-классов, «Форд-Фокусы» и даже «Волги» модели ГАЗ-3102. Если предварительно не забронировал автомобиль, то, как в нашем случае, конкретная машина достанется по результатам жеребьевки.
Моя рука вытянула бумажку, на которой значился представительский S-класс. Несмотря на пробег под полтораста тысяч, в салоне ничего не скрипит и не бренчит, а на центральной консоли торчат кнопки управления сигнально-громкоговорящим устройством. Наверное, сотрудники ФСО действительно учатся пользоваться им во время управляемого заноса, но нам «крякать» некому, да и некогда: все внимание - советам инструктора.
Про правильную посадку напомнили даже опытным журналистам: спина должна плотно прилегать к сиденью, левая нога — упираться в площадку с изгибом в 120 градусов, руки - свободно обхватывать обод руля. Те, кто пытался схалтурить, сев «как привычно», на первом же упражнении вынужденно меняли положение.
Для автомобильной прессы в двухдневный базовый курс ввели упражнения из продвинутого, но разминка все равно общая — змейки с постоянным и «сбитым» шагом. Важно не бросаться в бой очертя голову, а постепенно наращивать темп, приучив руки к быстрым, но плавным движениям. Влево-вправо, по часовой и против... Главное — не застопориваться в одном положении, не задерживать руль в крайней точке, а для этого нужно всегда смотреть не на конусы, а в промежуток между ними. Как на дороге: уставишься на препятствие в сложной ситуации, там и остановишься. Глаза всегда должны искать путь объезда.
А чтобы руки и ноги помогли сманеврировать в любых условиях, после разминки нас отправили на упражнения посерьезнее. Сначала переставка с выездом в соседний ряд, затем «лосиный тест», после которого нужно вернуться в свою полосу. Направление объезда меняется: а ну как в реальной ситуации будет только один шанс? Хорошо бы им воспользоваться: увидев «дырку», сбросом газа заставить машину присесть на передние колеса и дать рулем импульс в нужную сторону.
Черт, не получается! То слишком резко и передок поскальзывается, то слишком плавно и траектория приводит аккурат в угол воображаемого грузовика, раскорячившегося прямо по курсу. «Ты поздно начинаешь рулить, - объясняет инструктор. - Поэтому руль дергаешь слишком резко и на большой угол. Попробуй заранее начинать маневр!» Легко сказать — въезд-то тоже ограничен коридором из конусов... Лучше сбросить темп и не гнаться за цифрами скорости на электронном табло, а рулить спокойнее, но точнее. Получилось!
А если «грузовик» можно объехать только справа, а там — скользкая от грязи или снега обочина? Смоделировали и такую ситуацию: входной коридор размечен на цепком асфальте, а полоса объезда проложена по залитому водой гудрону. Ай, нагруженные в повороте колеса как раз попадут на него... На малом ходу все прекрасно: препятствие объехал, поплывшую заднюю ось отловил. Слава неотключаемой системе стабилизации на «Мерседесах»! Большинству гонщиков-самоучек рекомендую попробовать свои силы на таком миксте. Вопросы о необходимости электроники разом отпадут. И все равно с ростом скорости даже ESP не может самостоятельно погасить второе колебание, которое возникает, стоит чуть затянуть коррекцию заноса.
Помните утреннюю змейку? Руль не должен застывать в одном положении! Отработал в сторону заноса, тут же возвращай его обратно. И будь готов наяривать дальше, стоит появиться лишь намеку на «хлыст».
Передний привод
Второй день прошел за рулем «Форд-Фокуса». Как и обещали сотрудники центра, перед сном накануне в голове крутились сцены упражнений: здесь надо было сделать иначе, тут я такого впредь не допущу... Это хорошо — для усвоения материала он должен тщательно перевариться. Но что делать сейчас, когда только освоился за рулем тяжелого заднеприводного седана, а тебя сажают на передний привод?
«А вот как вы считаете, есть у него своя специфика?» - хитро улыбается сотрудник автодрома. Что за вопросы! Конечно, есть: тяга на ведущих колесах, если уметь с ней обращаться, позволит вытащить машину из скольжения. «Все правильно, именно «если уметь», - становится серьезным инструктор. - И даже если владеешь навыком... Представьте, что резко маневрировать пришлось на подъезде к красному светофору. Машина проваливается в занос, вы ловко отловили ее газом — и хорошим ходом вылетаете на запрещенный сигнал. А если работать только рулем, то и занос погасите, и остановиться успеете».
И на следующем упражнении я только и делал, что работал рулем. Как плита динамического заноса срывает заднюю ось автомобиля, я видел доселе только со стороны. Она имитирует даже не занос, а боковой удар в заднее крыло — ситуацию редкую, но оттого не менее опасную. Вот тут как никогда пригодилась правильная посадка: тесный контакт со спинкой сиденья дает отличную связь с автомобилем! На подъезде к плите пытаешься угадать, куда она сейчас отстрелит — вправо ли, влево...
За секунду до события из головы улетучиваются последние мысли — и только пятой точкой чуешь, как понеслась в сторону корма. В какую? Лично я ответить не мог: настолько быстро организм реагировал на опасность, руки мгновенно парировали занос и возвращали руль в прямолинейное положение. Есть за что поставить себе плюсик.
«А теперь давайте все то же самое, но одной рукой. Признайтесь, любите ведь расслабиться в дороге — а если придется быстро рулить?» Я редко позволяю себе снимать с баранки вторую руку, но честно попробовал. Получилось без запинки! Ускориться? Да не вопрос!
«Попробуй-ка на «Волге», раз такой шустрый». Инструктор явно решил подвести меня к пределу возможностей. Я отдаю «Фокус» коллеге, сажусь на «баржу»... Никакой электроники, жесткий мост в задней подвеске, огромное передаточное отношение в рулевом механизме — здоровенный руль с тонким ободом совершает едва ли не пять оборотов от упора до упора. Ну что, вздрогнули? Первая попытка на 50 км/ч — рывок, занос, мельтешение спиц перед глазами... Отловил! «Быстрее!» - подстегивает голос из рации. Рискнем на шестидесяти? И снова стабилизировал — пусть не так быстро и красиво, как «Фокус», но обошлось и без «хлыста», и без разворота. Руки-то помнят!
Базовый курс, «упакованный» в два дня, клиенту с собственным автомобилем обойдется в 13 000 рублей, на казенном «Фокусе» - в 17 000 рублей. К заднему приводу подходят основательнее и занимаются четыре дня: обучиться безопасному вождению на своей машине встанет в 25 000 рублей, на учебной «Волге» - в 32 000, на «Мерседесах» - в 35 000 рублей. Это, внимание, «зимние» цены, когда не действует сложное и дорогостоящее оборудование автодрома.
Летний тренинг оценивается от 17 000 рублей, если приезжать своим ходом на два дня, и до максимальных 44 000 рублей — это четыре «продвинутых» дня на «Мерседес-Бенц» S-класса. Дорого? На уровне альтернативных школ. Но сотрудники ЦОБВ Автомотоклуба ФСО не устают подчеркивать: главное - не экстрим, а безопасность. И на прощание высказали надежду, что приобретенные навыки нам не понадобятся. Ведь если дело дошло до скоростного руления — значит, не смогли спрогнозировать ситуацию.