Skoda Octavia: Народная избранница
На появление Skoda Octavia россияне отреагировали быстро и адекватно. Автомобиль у нас, что называется, пошел. Огромного ажиотажа хоть и не наблюдалось, но продажи были очень активны. И данному феномену есть простое объяснение – чехи предлагали немецкое качество и надежность (в сущности, Octavia − это тот же Golf) за приемлемую цену.
Машина существовала в двух кузовных версиях: 5-дверный хэтчбек и универсал. А главным потребительским достоинством ее можно назвать весьма просторный багажник, номинальный объем которого составляет внушительные 528 л. Причем хэтчбек внешне выглядит как седан, что также особо ценится нашими соотечественниками.
Автомобиль выпускался с 1996 по 2010 год. Причем с 2004-го под именем Octavia Tour − параллельно уже со вторым поколением. А осенью 2007 года организовано производство в Калуге, где была налажена крупноузловая сборка модели. Кроме хэтчбеков, здесь собирали и универсал Combi, и даже заряженную модификацию RS со 180-сильным турбомотором. А ровно год назад выпуск Skoda Octavia Tour был свернут.
Модификации
Кроме хэтчбека, у нас довольно широко распространен и универсал Octavia Combi, на долю которого приходится примерно 20% от общего числа предлагаемых к продаже машин. Причем Combi гораздо чаще, нежели седан, встречается с полноприводной трансмиссией.
А вот заряженная Octavia RS – редкий гость на отечественном рынке. Этот практичный автомобиль выпускается как хэтчбек и универсал. Под капотом у него форсированный 1,8-литровый турбомотор (180 л.с.), который сочетается лишь с 5-ступенчатой механической коробкой передач.
ОТ МАЛОГО К БОЛЬШОМУ
На нашем вторичном рынке превалируют дилерские версии модели первого поколения и Skoda Octavia Tour. Примерно десятая часть приходится на экземпляры, привезенные из Европы. Причем среди подержанных попадаются и полноприводные варианты, а изредка и версии с индексом RS.
Порадует второго владельца и комплектация подержанной Octavia, несмотря на ее изначально скромное оснащение. Так, например, стандартная версия LX на дорестайлинговых машинах насчитывала лишь гидроусилитель руля, регулируемую по высоте и вылету рулевую колонку и аудиоподготовку. Зато вариант GLX дополнительно подразумевал водительскую подушку безопасности, электропривод передних стекол и зеркал с обогревом, противотуманные фары и тонированные стекла. Исполнение SLX добавляло к предыдущему ABS, пассажирскую подушку безопасности, климат-контроль и литые диски колес. После рестайлинга 2000 года уровни комплектаций стали обозначаться соответственно Classic, Ambiente и Elegance.
Существовала также люксовая версия Skoda Octavia в версии Laurin&Klement, которая включала в себя кожаный салон с вставками под дерево, ксеноновые фары, люк с электроприводом.
ДВИГАТЕЛЬ
Под капотом подержанной Skoda Octavia «жили» только 4-цилиндровые моторы. Бензиновые были представлены силовыми агрегатами объемом 1,4 л (60 и 75 л.с.), 1,6 л (75, 100 и 102 л.с.), 1,8 л (125 и 150 л.с. – с турбонаддувом) и 2 л (115 л.с.). Были и 1,9-литровые дизельные: атмосферный мощностью 68 л.с. и с турбонаддувом отдачей 90, 100 и 110 л.с. Стандартная трансмиссия для всех двигателей – 5-ступенчатая механическая коробка и предлагаемый на заказ для моторов 1,6 (102 л.с.) и 2 л 4-диапазонный «автомат».
Skoda Octavia Tour шла с двигателями 1,4 л (75 л.с.), 1,6 л (102 л.с.), 1,8 л (150 л.с.) и 1,9-литровым турбодизелем (90, 100 и 110 л.с.). Первое время ставились и механическая и автоматическая коробки передач, а с 2009 года – только МКП. Все агрегаты были немецкого производства. Самыми востребованными считаются 1,6-литровые «четверки». Далеко не последним в рейтинге популярности идет 1,8-литровый турбомотор. Первый прост по конструкции и зарекомендовал себя как долговечный и надежный. Мелкие проблемки случаются в основном из-за низкого качества отечественного топлива и антигололедных реагентов, проникающих в электрические разъемы, колодки и блоки, что приводит к сбоям в работе. Так, например, от грязи и солей искажается сигнал лямбда-зонда. Со временем и он выходит из строя (замена – 4500 руб.). Не выдерживает атак летящей с колес и дороги «нечисти» датчик температуры охлаждающей жидкости (1990 руб.). А «бодяжный» бензин рано или поздно загубит и датчик расхода воздуха (4250 руб.).
Все эти проблемы, причем в большей степени, характерны и для 1,8-литрового мотора. Если не придерживаться регламента замены воздушного фильтра, придется раньше времени обновлять расходомер воздуха, который для этого двигателя стоит около 8000 руб. А езда с неисправными свечами вскоре может привести не только к их обновлению, но и к замене катушек зажигания (1500 руб.). Правда, основной проблемы, которой страдали моторы 1.8Т на Passat, у двигателей Skoda Octavia нет. Турбокомпрессор (17 000−30 000 руб.) живет гораздо дольше благодаря более удачному расположению трубопровода, подающего масло к подшипникам турбины. И еще: не забывайте о своевременной замене ремня ГРМ через 120 тыс. км. Причем это актуально для всех моторов…
ТРАНСМИССИЯ
Механическая коробка передач зачастую переживает двигатель, ресурс которого может превышать 300 тыс. км. В нее залито масло на весь срок службы, но к 150 тыс. км все же не мешает его обновить. Со временем потребуется разве что регулировка тяг или тросиков (с турбомоторами), когда почувствуете, что передачи включаются с усилием. Сцепление на 1,6-литровой версии выдерживает 200 тыс. км, а на машинах с мотором 1.8Т – в полтора раза меньше.
4-ступенчатый «автомат» также долговечен при своевременной, раз в 60 тыс. км, замене масла. Полноприводная трансмиссия с электронно-управляемой муфтой Haldex, перераспределяющей крутящий момент на задние колеса при пробуксовке передних, очень надежна. Она с успехом применялась еще пару десятилетий назад на моделях концерна VAG c поперечно расположенным двигателем. Чтобы муфта вместе с машиной «дожила до глубокой старости», необходимо менять в ней масло заодно с фильтром каждые 30 тыс. км пробега.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ И КУЗОВ
Поскольку Skoda Octavia базируется на агрегатах Golf IV, то и конструкция подвесок у машин аналогична: спереди − стойки МакФерсон, а сзади − Н-образная скручивающаяся балка. Ходовая часть довольно крепкая. К тому же российские версии Octavia с 1999 года оснащались усиленной подвеской с увеличенным до 170 мм клиренсом, а также защитой картера.
Как обычно, первыми через 30−50 тыс. км сдаются втулки стабилизаторов (по 150 руб.). Стойки (по 950 руб. за штуку) выдерживают минимум в два раза больше. Примерно столько же живут опоры амортизаторных стоек (от 700 руб.) и передние ступичные подшипники (по 35 000 руб.). Шаровые опоры существуют отдельно от рычагов и стоят всего 990 руб. Да и выхаживают они далеко за 100 тыс. км. А ресурс амортизаторов (от 5800 руб. за передние и 3900 за задние) увеличился до 150 тыс. км.
Полузависимая подвеска на переднеприводных машинах обычно никаких хлопот не доставляет. А модификации Skoda Octavia с полноприводной трансмиссией предполагали независимую заднюю подвеску. Она требует к себе гораздо большего внимания. Через 60−90 тыс. км пробега придется обновлять втулки четырех поперечных и пары продольных рычагов.
В рулевом управлении к 150 тыс. км может застучать рулевая рейка. Правда, ее замена отнюдь не дорогая – всего 13 000−18 000 руб. Рулевые наконечники (780 руб.) ходят до 100 тыс. км.
В тормозной системе корродируют уплотнительные кольца тормозных магистралей. Целесообразно их менять принудительно при обновлении тормозной жидкости. Зато остальные детали долговечны: колодок обычно хватает на 20−40 тыс. км, диски (4200 руб.) живут до 100 тыс. км. А задние барабанные механизмы на 1,6-литровых модификациях могут продержаться далеко за 100 тыс. км.
Кузов Skoda Octavia защищен от коррозии надежно, если не брать в расчет экземпляры, восстановленные после небрежного гаражного ремонта. Правда, задняя дверь универсалов может зацвести ржавчиной в месте ее соединения с накладкой. Еще от дорожной химии страдают оси поводков дворников и замки дверей. Зимой нередко выходят из строя электрические стеклоподъемники из-за примерзания уплотнителей к стеклу.
Итог
– Подержанная Octavia – выбор прагматика. А это значит, что с надежностью у нее все в порядке, в содержании она не обременительна, и у нее практически нет слабых мест. Пусть даже дизайн устаревший. А приобрести «почти Гольф» по привлекательной цене – Octavia дешевле «немца» одного года выпуска и с аналогичным мотором примерно на 25% – и вовсе заманчиво. К тому же если это будет изначально технически исправная машина с 1,6-литровым двигателем и МКП.
Сергей Федоров, редактор