Аэродинамика прицепов: зона турбулентности

Избежать увеличения расхода топлива при езде с прицепом невозможно, однако минимизировать потери нам вполне по силам.

Для начала выясним, каков аппетит нашего «локомотива». «Лада-Приора» на хорошем горизонтальном шоссе при скорости 60 км/ч довольствуется 4,7 л бензина. При 90 км/ч ей нужно на 0,6 л больше. (Кстати, это ли не весомый аргумент в пользу неспешного движения?!)

Теперь, когда контрольная точка определена, посмотрим, какое приращение «аргументу» даст новая «функция» – прицеп. В классическом варианте, без тента, пустой прицеп при скорости 60 км/ч добавляет к расходу «Приоры» один литр на сотню, а при 90 км/ч – полтора. Это будет второй точкой, на которую ориентируемся при оценке потребления топлива нашим автопоездом с разными тентами на прицепе. При движении даже с пустым прицепом полезно установить на него низкий тент или снять задний борт – сэкономите 0,5–1 л топлива на 100 км.

НИЗКИЙ ТЕНТ

Расход против нетентованного варианта снижается почти на пол-литра в любых режимах. Все логично: воздух, попадая в неприкрытый прицеп, дополнительно «упирается» в его заднюю стенку, а позади нее вихри становятся интенсивней. Общий вихревой след за кормой автопоезда пожирает больше энергии – и активней его тормозит.

Отсюда первый вывод: езда с голыми бортами, даже если прицеп не загружен, нерациональна. Однако в этом случае есть скрытый резерв экономии: уж если прицеп пуст, то задний его борт можно снять и закрепить на полу либо подвязать в открытом положении параллельно дороге. (Разумеется, закрывать фонари и номерной знак борт не должен.) Замеры подтверждают: аппетит автопоезда без заднего борта даже скромней, чем с низким тентом!

Впрочем, на открытие мы не претендуем – расход топлива пропорционален затрачиваемой на движение мощности, то есть аэродинамическому сопротивлению, умноженному на скорость. Чем длинней (например, с ростом скорости) шлейф возмущенного воздуха позади автопоезда, тем больше потери. Но эти возмущения зависят и от размеров «возмутителей» – в данном варианте немало добавляет задний борт. Без него воздух стекает с пола прицепа с меньшими завихрениями.

ВЫСОКИЙ ТЕНТ

С ним расход топлива возрастает более чем на 2 л. Напомним, что тягачом в нашем эксперименте выступала «Приора»-хэтчбек – машина с неплохими аэродинамическими качествами. Будь на ее месте большой вседорожник, наш прицеп оказался бы целиком в его аэродинамической тени – в «воздушном мешке» – и размеры тента мало повлияли бы на общий расход.

ВЫСОКИЙ ТЕНТ С АЭРОДИНАМИЧЕСКИМ СКОСОМ

Если перевозимый груз не занимает все пространство под тентом, наиболее выгоден аэродинамический тент. Верхняя часть его наклонена к переднему борту. Замеры показывают: скошенный верх позволяет сэкономить до трети литра. Эффект тем заметней, чем больше скорость. До 60 км/ч толку от скоса совсем нет. Правда, при смещении груза назад ухудшается устойчивость автопоезда. Но стойки тента расположены симметрично – ничто не мешает развернуть тент скосом назад и расположить центр тяжести груза ближе к переднему борту.

Ну а как это отразится на расходе топлива? Оказалось, никак! Экономичность нисколько не хуже, чем при «фирменном» положении тента. Опять вспоминаем законы аэродинамики – полученные результаты им не противоречат. Если скосом вперед прицеп частично подныривал под вихри тягача, то за огромным задним срезом генерировал собственные, куда более мощные. А скос, направленный назад, несколько сглаживал возмущенный автопоездом воздух. Итак, на принятых нами скоростях оба положения тента с точки зрения расхода бензина равнозначны.

РЕЗЕРВЫ ЭКОНОМИИ

Если прицеп укомплектован аэродинамическим тентом, имейте в виду, что его можно устанавливать задом наперед – хуже не будет. А при буксировке автомобилем с кузовом универсал скос назад даже предпочтительней.

Подпишитесь на «За рулем» в