Экспедиция в Шанхай на Chevrolet Niva: мы финишировали!
Хотя взгляд со стороны и позволяет посмотреть на машину другими глазами, большая часть перечисляемых вами недостатков нам известна. «Чем больше вы, журналисты, будете критиковать машину, тем скорее маркетологи примут решение о доработках» - это я привожу слова главного конструктора Вадима Классена. Есть выражение, что лучшая машина - это та, на которой ездишь ты. Человек привыкает и к хорошему, и к плохому, поэтому мы ездим на разных машинах: и на Nissan Qashqai, и на Chevrolet Captiva, и даже на Renault Duster.
Но не только наши специалисты обращаются к западному опыту. При выводе на рынок своих моделей джиэмовцы консультируются и прислушиваются к мнению сотрудников GM-АВТОВАЗ. Российский рынок - вещь в себе, а у людей, сделавших «Ниву», огромный опыт.
В комментариях к одному из первых репортажей читатели оставили сообщение: в конструкцию «Шеви-Нивы», после того как она перешла под крыло GM, внесли около 1700 изменений. Правда ли это, спрашиваю Вадима Классена? Да, столько было внесено изменений только в первые 12 месяцев, после этого работа не прекращалась ни на день. Еженедельно рассматривается и внедряется около 10 изменений. Естественно, не все столь серьезны, как, например, внедрение ABS, работа идет и по мелочам.
Насколько смелой выйдет второе поколение «Нивы»? Настолько, насколько позволяет бюджет: стоимость новой «Нивы» не должна будет превышать 600 тыс. руб. Это предел для потенциального покупателя, больше платить из своего кармана за переделки он не готов.
Не прекращается и работа с поставщиками. Джеффри Гловер отмечает, что сегодня есть достаточное количество поставщиков, которые работают без нареканий и отлично справляются с заказом. Так что мнение, что в России невозможно наладить качественное производство, устаревшее, были бы желание и воля.
Отмечу, что запевшая на грунтовке обивка перестала голосить на магистралях. Проведя за рулем «Нивы» почти две недели, отмечу, что качество интерьера (как сборки, так и материалов) не намного хуже Renaul Sandero (который скоро обновится) или «Калины», хотя Kalina и современней, на что Джеффри замечает, что его раздражает разномастность пластиков. Действительно, если придираться, можно отметить разную жесткость и фактуру, но в сравнении с тем же UAZ Patriot разница не в пользу УАЗа.
100% автомобилей проходят предпродажный контроль перед отправкой дилеру. Также случайно выбранные «Нивы» проходят и более жесткий контроль. Опрашиваются покупатели и дилеры на предмет рекламаций. Кстати, дилеров тоже проверяют, как анонимно, так и по расписанию.
Несмотря на практически одинаковые узлы, вазовская Lada 4х4 воспринимается как машина из прошлого века. Продукция Ульяновского завода не имеет постоянного полного привода, только подключаемый. Chery Tiggo – пузотерка, вообще с приводом на одну ось. Другие конкуренты - Great Wall или малыш Suzuki Jimny стоят уже больше 600 тыс.руб. Выходит, что за ту цену, которую стоит Niva, это, пожалуй, действительно оптимальное предложение?
Единственный вопрос, который меня смутил (будь я клиентом) - скромная гарантия. Сегодня она составляет два года или 35 000 км. Скромно даже для «китайцев», пользующихся имиджем ненадежных машин.
Теперь о поломках. За все время пробега у нас было одно нарекание. На синей машине перестал включаться кондиционер. Причина отказа нам неизвестна. На нашей кондиционер работал отлично, несколько раз воспользовались подъезжая к Шанхаю. Отдельно хочется похвалить салонный фильтр и уплотнители, несмотря на то, что по Гоби ехали все время в облаке, в самом салоне пыли было очень мало. В отличие от Renault, салонный фильтр на «Ниву» ставят прямо на заводе и не экономят.
На двух из трех испытуемых машинах загорелись лампочки check engine, первые 100 км на душе скребли кошки, но ни спустя 1000 км, ни до самого Шанхая проблем с двигателем замечено не было. Расход топлива в норме, динамика не упала, в общем, раз горит, значит работает! Вероятная причина загорания лампочки – некондиционное топливо в Монголии.
Другие замечания по ходу пробега: задняя передача иногда втыкается с хрустом. При пользовании омывателем ветрового стекла притянутый на себя рычажок столь интенсивно отщелкивается в исходное положение, что включается задняя щетка. Поворотники работают тихо (или это в машине громко), так, что не замечаешь, включены ли они. Либо сделайте громче биппер, либо сделайте функцию трехкратного мигания. Отсутствие сигнализации непристегнутого ремня при наличии подушек безопасности непростительно, также мы с покупателями ждем появления кнопки центрального замка.
Несмотря на калейдоскоп за окном: Байкал, монгольские степи, пустыня Гоби, китайские деревеньки и мегаполисы, отдыхать было некогда. Практически каждое утро мы вставали, когда еще было темно, и до вечера ехали в весьма бодром темпе. При обгонах на магистралях разгонялись до 140 км/ч, а вот Шанхай встретил нас пробками и суетой, в общем, разнообразия хватало.
Весь Китай оказался изрезан настоящими автобанами, но для рядового китайца они дороговаты. Альтернатива – параллельные дороги через населенные пункты. Транспорт здесь очень разномастный, весьма популярны трехколесные мотороллеры, в кузове которых перевозят детей. Чем дальше в глубинку, тем дешевле транспортные средства, в деревнях используют мотокультиваторы.
Одним из пунктов на нашем маршруте был знаменитый монастырь Шаолинь. Правда, и на этот раз нас постигло небольшое разочарование. В середине прошлого века настоятель устроил поджог, в результате монастырь практически весь выгорел и долгое время лежал в руинах. Восстановили его относительно недавно, так что от первозданной легенды мало что осталось. Ощущение бутафории для туристов усилил негр, который замахал белым платком, чтобы его не снимали. Нельзя снимать и некоторые святыни. На вопрос, почему нельзя, никто толком не ответил.
На показательных выступлениях тоже без чудес, одна акробатика. Только пара вещей произвели впечатление, одно из них - метание иголки в стекло. Говорят, в «Разрушителях легенд» монахи повторили этот фокус, но сделать такое тяжело. Также аутентичным сохранился «Лес пагод», здесь захоронены служители монастыря разных эпох.
Напомню, в честь чего был затеян этот пробег, повод существенный – Chevrolet исполнилось 100 лет! Российское отделение относится к азиатскому региону, а штаб-квартира расположена в Шанхае. В Шанхае нас встретил John Buttermore, вице-президент по производству, GMIO и международным операциям. и вице-президент по коммуникациям Johan Willems. Они подтвердили, что Россия остается одним из ключевых рынков в азиатском регионе.
Я не сказал еще об одном из главных преимуществ «Нивы». Несмотря на то, что Chevrolet Niva – потомок одного из первых вездеходов с несущим кузовом, ее проходимость не в пример лучше нынешних кроссоверов. Симметричный постоянный полный привод, высокий просвет и понижайка позволяют «Ниве» забираться в недосягаемые для других конкурентов места, а таких в России пока много. Ну а главный минус «Нивы» – слабый мотор, будет заменен другим агрегатом. Это мне пообещал Джеффри. Правда, он не стал говорить о деталях. Когда я вернулся в Москву, стали известны некоторые подробности, о них нам проговорился в интервью директор АВТОВАЗа Комаров. Новый двигатель для «Нивы» будет объемом 1,8 л. Именно такой объем мотора был на старой разработке FAM-1, по словам сотрудников завода, более мощный опелевский агрегат Niva переваривала без проблем. Стало быть, серьезных доработок делать не придется, и цена останется невысокой.