Возвращение блудного Кими?..
На осеннем «Ралли Франция» Кими Райкконен умудрился столкнуться с одним из своих соперников. Исключительный случай для соревнований, где очной борьбы нет и машины выходят на старт с интервалом в одну-две минуты. Кто виноват – сейчас уже не доискаться. Хеннинг Солберг (он был за рулем второй машины) говорит, что он просто ехал, потом почувствовал удар сзади – и увидел в зеркала автомобиль Райкконена, заваливающийся в канаву. Штурман Райкконена уверяет, что Солберг, прогревая шины, мчался по дороге зигзагом, а потом ни с того ни с сего резко затормозил и подставил свой Ford Fiesta под удар райкконеновского Citroen DS3.
Что бы там на самом деле ни случилось – символично, что в такую нелепую переделку попал именно перешедший в ралли экс-чемпион Формулы 1. Ибо раллийная карьера Райкконена производит, скажем так, странное впечатление. Оливье Кеснель, руководитель заводской команды Citroen, говорит об этом округло: «На месте Кими я был бы слегка разочарован» Если мы возьмем на себя смелось состричь с этой фразы всю дипломатию, то получим примерно следующее: «Я не понимаю, что вообще этот Райконен до сих пор в ралли делает…»
Дать раллийным результатам Кими объективную оценку сложно: потребуется учесть, что у большинства раллистов гораздо больше опыта, что Citroen DS3 по скорости вроде бы превосходит другие машины, а с другой стороны – DS3 финна может быть подготовлен не совсем так, как автомобили лидирующего в чемпионате Леба… Но можно поступить проще – оценить, выполнил ли Райкконен задачи, которые сам перед собой ставил. Как известно, Кими любит деньги почти так же сильно, как гонки. Между тем, раллийную программу финну в течение двух лет пришлось оплачивать из своего кармана. Известно, что Райкконен поставил себе целью получить одно из мест в заводских командах, чтобы гоняться уже за зарплату. А для достижения этой цели его результаты оказались недостаточно впечатляющими.
Отсюда уже недалеко до мысли о возвращении в Формулу 1, где у Кими некогда было все: достойные результаты, определенный авторитет, высокие зарплаты и многочисленные фанаты. Проблема в том, что и в Формуле 1 никто не ждет финна с распростертыми объятьями. Ведь наряду с очевидными достоинствами у Райкконена есть определенные недостатки: высокие финансовые запросы, ярко выраженная антипатия к всевозможным спонсорским мероприятиям и нестабильность мотивации – он может быть неподражаем, когда ловит кураж, и непотребен, когда теряет интерес к происходящему.
К примеру, в этом году Кими просто не поехал на австралийский этап чемпионата мира по ралли, а на вопросы журналистов сказал все как есть: «Это очень далеко, и мне влом так много времени проводить в путешествиях» Да и после той самой аварии во Франции финн неожиданно быстро улетел домой в Женеву, хотя мог на следующий день продолжить гонку по системе «супер-ралли» (получив некоторое количество штрафных минут). Менеджер команды Бенуа Ножье даже не пытался выдумать какие-то объяснения: «Машина не была сильно повреждена, все было поправимо – но Кими просто решил не продолжать…»
Топ-команды не могут всерьез рассматривать кандидатуру Райкконена еще и потому, что контракты с пилотами на 2012 год уже заключены. Менеджмент финна прощупывал почву на предмет контракта с Red Bull – но руководству «быков» Уэббер в руках показался предпочтительнее, чем капризный «журавль» Кими, который два года порхал зигзагом по раллийному небу и неизвестно что там мог приобрести или растерять. Имели место контакты с Mercedes – но, опять же, ничем не закончились, так как великий и могучий Михаэль Шумахер не собирается раньше времени разрывать свой контракт с немецкой командой. Не особо внятно выглядит ситуация с личным составом команды Lotus GP (ранее известной как Renault) – но, по слухам, руководитель команды Эрик Буйе и менеджеры Райкконена после прошлогодней пикировки в прессе относятся друг к другу с большим недоверием. Вдобавок на сегодня коллектив предпочитает сажать за руль тех пилотов, которые приводят новых спонсоров, а не тех, которые могут «выдоить» без остатка уже имеющихся «рекламодателей».
В итоге полноценный интерес к финну проявил один-единственный коллектив - Williams. Райкконен посетил базу команды, а чуть позже, как сообщает британская пресса, между менеджментом пилота и руководством Williams состоялись достаточно продолжительные переговоры – достаточно продолжительные для выработки базы под конкретные соглашения.
Некогда успешную британскую «конюшню» (семь титулов в личном зачете и девять в командном) сейчас не называют аутсайдером только из уважения к прошлым заслугам. За этот год пилоты Williams набрали пять очков – это в восемь раз меньше, чем ToroRosso, которая в кубке конструкторов располагается на одну строчку выше. Ниже – только абсолютные неудачники, три команды, дебютировавшие в прошлом сезоне и даже вскладчину не насобиравшие за тридцать шесть гонок ни одного балла.
Из гонщиков Williams ни один на роль полноценного лидера не тянет. Бразильцу Рубенсу Баррикелло скоро стукнет сорок лет, и он в точности соответствует описанию старого коня: борозды не портит, но и пашет неглубоко. Молодой и талантливый венесуэлец Пастор Мальдонадо настолько талантлив, что фразу «Мы взяли его не из-за денег» руководство Williams вынуждено повторять в каждом интервью с момента заключения контракта. Вообще-то в активе Мальдонадо – титул чемпиона серии GP2 (традиционно считающейся последней ступенькой на пути к Ф1), но общественность как-то вечно отвлекается на спонсорскую поддержку, которую оказывает гонщику венесуэльская нефтяная компания PDVSA.
При таких раскладах неудивительно, что Мальдонадо, скорее всего, сохранит свое место в команде и на следующий год. Но даже принесенные им деньги не позволят Williams жить безбедно. С крупными спонсорами у коллектива в последнее время дела не ладятся, а провал в турнирной таблице приведет к очередным финансовым потерям: примерно на 6 миллионов долларов сократится доля от телетрансляций – которую команды получают раз в год и которая зависит от результатов сезона.
В итоге все три стороны – Райкконен, Williams и его потенциальные спонсоры (в роли главного претендента видят ближневосточный Qatar National Bank) – находятся в эдаком подвешенном состоянии. Спонсоры вроде бы не против дать денег под громкое имя – но не против и увидеть контракт, подписанный обладателем этого имени. Райкконен в теории готов подписать контракт – но только если там будет стоять устраивающая его сумма. Насколько стороны продвинулись в решении этой дилеммы – вопрос открытый.
К примеру, еще 13 октября британский еженедельник Autosport написал, что надежды Кими вернуться в Ф1 «подвисли». Парой недель позже журнал F1 Racing озвучил другой расклад: стороны уже дошли до обсуждения вопроса, сколько дней в году пилот сможет присутствовать на всевозможных спонсорских мероприятиях. Для Кими, которого всегда тошнило от необходимости светить лицом среди восторженных толп, этот вопрос может оказаться принципиальным. С другой же стороны, раз Williams и Райкконен обсуждают детали рабочего графика – получается, обо всем остальном (включая зарплату) они уже договорились? Но почему тогда на это нет ни единого намека в статье, которая занимает восемь полос и в процессе подготовки которой журналисты F1 Racing беседовали непосредственно с Кими?
«Возвращение блудного Кими», безусловно, пойдет на пользу Формуле 1. Во-первых, других сенсационных кадровых перестановок на это межсезонье не планируется – полноценная перетряска ожидается через год, когда закончатся контракты у нескольких пилотов топ-команд. Во-вторых, Кими станет соавтором своеобразного рекорда: никогда еще на старт одной гонки не выходили шесть чемпионов мира. Самый же смак – в том вызове, который финн бросит сам себе: давно уже чемпион мира не рисковал присоединиться к команде, болтающейся в самом низу турнирной таблицы. «Сможет ли Кими сотворить чудо?» - так можно будет сформулировать одну из главных интриг следующего сезона, если финский гонщик и британская команда заключат контракт.