Покоритель «пухляка»: Yamaha FX Nytro M-TX162
Да, действительно, снежной целины в нашей стране намного больше, чем укатанных дорожек, где вольготно спортивным (читай — модным у нас) моделям, и лох тот, кто считает, что на машине для глубокого снега не получишь ни адреналинового драйва, ни кайфа от «прохватов». Разрушитель предрассудков — FX Nytro M-TX. И дело тут не только в широких лыжах и гусенице нереальной длины с огромными «веслами»-грунтозацепами: козырь машины — в ее изначальной концепции, подразумевающей абсолютную проходимость по снегу любой глубины.
Двигатель — достаточно нетипичный для «трех камертонов»: не рядная «четверка» от R1, не спарка из двух моторов от WR250, не «воздушный» двухтактник, а рядная четырехтактная «тройка»! Это не пришелец из мира мотоциклов, а отдельная разработка именно для сноумобилей, и лишнее тому подтверждение — нетипичная для мотоциклов кубатура в 1050 см³. Однако знатоки сразу оценят это решение: крутящий момент и тяга на низах у «тройки» выше, чем у четырехцилиндрового спортбайковского мотора, а на верхах он не столь резок и безудержен, — как раз то, что нужно, чтобы проворачивать длиннющую гусеницу даже на тяжелом мокром снегу!
Но это теория. На практике же передо мной весьма необычного вида машина, чем-то напоминающая длиннохвостого попугая: сбитое тельце, поджарый силуэт и длинный-предлинный хвост, только вместо перьев — алюминий, прикрывающий огромный трак. Такая большая «гузя» нужна для того, чтобы создать солидное пятно контакта и минимальное давление на рыхлый снег, а трехдюймовые (по-нашему 7,5 см) когти-снегозацепы — чтобы не зарываться. Поначалу я с большой долей скептицизма строил догадки об управляемости машины, однако, повнимательнее рассмотрев трак, понял, что рановато мне расстраиваться. Дело в том, что склизы — не прямые, а со скошенной задней частью: получается, что на насте и укатанном снегу поверхности касается только центральная часть трака, а как только она чуть проседает в «пухляк», вес распределяется уже на всю площадь гусеницы.
На ходу машина оказалась достаточно легкой в управлении, насколько этот термин вообще применим к подобным «тракторам». Кинематика рулевого управления такова, что широченные лыжи достаточно легко «переложить» из одного крайнего положения в другое, стоя на месте. Конечно, сюда ой как просится электроусилитель руля, примененный на модели Apex X-TX, но и без него машина не кажется тяжелой в управлении. Видимо, тут заслуга малого веса: трехцилиндровый мотор, алюминиевая рама и «ничего лишнего» наделяют с виду неповоротливую и громоздкую машину если и не легкостью руления, то уж адекватной послушностью — точно.
Мотор заслуживает отдельного абзаца, его характер именно такой, какой должен быть на всепролазном снегоходе: плавный, тяговито-уверенный, и вместе с тем очень быстрый. Никакого намека на недостаточность момента, никакой задержки при резком нажатии газа: впрысковая «трешка» «идет» за рычажком под большим пальцем как приклеенная, а помогает ей в этом хорошо настроенный вариатор, который, в отличие от трансмиссий спортивных машин, не перекручивает мотор почем зря, а полно и четко передает немалый момент от каждого 350-кубового цилиндра на гусеницу. По сравнению с двухтактными конкурентами-«горниками», M-TX умеет (и хорошо!) трогаться внатяг без рывка, что на глубоком, рыхлом снегу дает меньше шансов гусенице зарыться при старте.
Не понравилась нечеткая работа селектора режимов трансмиссии: при переводе из положения «вперед» в положение «назад» реверс порой включался не с первого раза. Более того, стоило машине после череды хороших отжигов по целине постоять часов пять-шесть на морозе, как ручка включения реверса вовсе вставала колом (во время езды налипшая на нее снежная пыль тает от тепла мотора, вода затекает в щелки у штока рычага, а когда движок остывает, все благополучно замерзает). «Но не все то плохо, что тепло,» — хором заявляют подогревы курка газа и ручек руля. Они не просто мощные, а очень мощные, порой рукам становится реально горячо, особенно, если едешь в не очень толстых перчатках. Впрочем, степень их теплоотдачи легко задать и отследить: на дисплее выводятся данные о включенном режиме для курка и ручек по отдельности.
И вот, через плюсы и минусы мы дошли до рукава, в котором FX Nytro припрятал свой главный козырь: он позволяет ехать там, где хочешь, а не где сможешь. Поясню: те подмосковные снежные заносы, которые мы привыкли штурмовать на ежегодных презентационных тестах новой техники — не то, что детский сад, а полные ясли по сравнению с пригородом Новосибирска, в котором мне впервые довелось испытывать этот снеговездеход. Как вам такое? — я ровно и не напряжно ехал по целине и остановился на, казалось бы, ровном пустыре, чтобы сделать пару фото, а спешившись, провалился в снег по грудь (при росте 183 см). Важно то, что Yamaha не просто едет или пробирается через «пухляк», зарываясь по фары, а то, что она спокойно прет по этой самой снежной целине со скоростью «хорошо за сотку», причем уверено и непоколебимо. И кто теперь скажет, что «зажигать» можно только на легких спортивных машинах по укатанным дорожкам? Очнитесь, на «нитре» это можно делать абсолютно везде — по любому снегу. Можно не просто гонять, но и при определенных навыках «крутить бублики» на боку, выныривать из-под снежной пыли и прыгать по торосам. Благодаря ломовому моменту мотора и превосходному сцеплению трака со снегом, машина при резком старте не буксует, а в прямом смысле становится «на гусеницу». Конечно, о езде «в свече», как на мотоцикле здесь речи не идет, но первую пару десятков метров машина преодолевает, рассекая лыжами воздух, главное — не закрывать газ! И лишь при скорости «за 140» темп разгона слабеет. Тяги столько, что по разгонной динамике машина мало чем уступит флагманскому Apex, а обуздать этот комок кинетической энергии легко позволяет дисковый тормоз с четырехпоршневой скобой, который заставляет гусеницу вгрызаться хоть в рыхлый снег, хоть в наст и тормозить снежик как якорь.
Отдельная тема — прыжки. Грузная с виду машине на деле оказалась очень даже «летучей», особенно после регулировки пневматических амортизаторов (насос для них, кстати, входит в возимый ЗИП), после каждого прыжка появлялось все больше и больше уверенности в себе и машине. И дело тут не только в ее прекрасной развесовке, но и в наличии металлических дуг над платформами для ног, не дающих ботам водителя выскакивать из «ножного» пространства не только при полете, но и при приземлении. Вдобавок, из-за того, что длиннющая гусеница обладает нехилым моментом инерции, при отрыве с трамплина, газом очень легко задать дифферент машины.
Машина проявляет себя хорошо не только на пухляке: и на укатанных дорожках чувствуешь себя вполне уверенно, лыжи, несмотря на «целинную» ориентацию, очень неплохо идут по твердой белой глади, не пасуя в поворотах. Секрет в том, что «конек» лыж (то есть их центральная часть) имеет не гладкую поверхность, а исполосован небольшими продольными канавками, вгрызающимися в скрипучий плотный снег.
Признаюсь, питаю иррациональную слабость ко всем видам техники повышенной проходимости, будь то обычный УАЗик-буханка, трактор «Кировец» или снегоход. Мне гораздо важнее знать, что я, если что, смогу перелезть бордюр, заехать в лес или подобраться непосредственно к точке назначения, а не шлепать до нее пешком от дороги, нежели обладать эфемерной возможностью «пульнуть» или насладиться супервыверенной управляемостью. Хотя, конечно, если аппарат сочетает в себе эти качества, ему вообще цены нет.
«Сто шестьдесят вторая нитра» оказалась именно из этой породы. Я, конечно, был наслышан о том, что «горные» снегоходы – гораздо лучшие «проходимцы», чем спортивные, и при этом настолько же отличаются от них по уровню управляемости и скорости, но сочетания абсолютной всепролазности и более чем приличной динамики никак не ожидал. Познакомиться с Nytro мне довелось в Подмосковье, на Иваньковском водохранилище, где гладь замерзшего водоема с твердым и ровным снежным покровом сменяется засыпанными снегом по пояс островами. Первые километры по плоскому, как стол, льду показали – «нитра» скорость за 140 набирает играючи, кажется, что крутящего момента хватило бы еще на один такой же аппарат. А за счет длинной гусеницы и широко растопыренных лыж, даже на скоростях «далеко за сотку», снежик прекрасно держит курс.
«Проходимские» возможности аппарата удивляли меня на протяжении всего теста, с первого до последнего метра. Снежик запросто въезжает на почти отвесные обрывистые берега под два метра в высоту, с успехом пробивает тропу среди густого леса и сухого тростника, а затем с той же легкостью перескакивает канаву с незамерзшей водой. В такой мне пришлось разворачиваться, поскольку я уперся в дорогу, вынырнув из дремучего леса. Скажу честно, начиная пируэты на крепком уклоне кювета, полоская гусеницу в черной ледяной воде и пытаясь при этом не расколотить пластик о ближайшее дерево, я уже всерьез прикидывал, куда и как долго мне придется идти пешком, чтобы найти кого-то, кто поможет мне вытащить засевший (а то и перевернувшийся) снежик из снего-водно-деревянного плена. К моему удивлению, «нитра» всего раз буксанув гусеницей, без особых трудностей выползла обратно на ею же проторенную тропу. FX Nytro действительно обладает абсолютной проходимостью. Нет на свете такого снега, в котором бы он отказался ехать. И пусть длинный «хвост» за кормой смотрится не «по-пацански», но какое впечатление производит 3,5-метровая махина, срывающаяся с места и уносящаяся вдаль, глиссируя, словно катер!
ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА Yamaha FX Nytro M-TX162 (данные производителя) | |
ОБЩИЕ ДАННЫЕ | |
Модельный год | 2010 |
Длина x ширина x высота | 3340 x 1210 x 1195 мм |
Масса, кг | 274 |
Высота по седлу, мм | 760 |
Объем бензобака, л | 28 |
ДВИГАТЕЛЬ | |
Тип | R3, 4T |
ГРМ | DOHC, 4 клапана на цилиндр |
Рабочий объем, см³ | 1049 |
Степень сжатия | 10,5:1 |
Макс. мощность, л.с. при об/мин | 130/8000 |
Система питания | впрыск топлива, Ø дросселей 41мм |
Система охлаждения | Жидкостная |
Система запуска | электростартер |
ТРАНСМИССИЯ | |
Вариатор с системой торможения двигателем, режимы: «вперед», «назад» | |
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ | |
Рама | алюминиевая пространственная |
Передняя подвеска | двухрычажная, на А-образных рычагах, ход лыж 216 мм |
Задняя подвеска | склизовая, ход гусеницы 381 мм |
Тормозная система | диск Ø 220 мм на трансмиссии, 4-поршневая скоба |
Тест организован компанией Yamaha motor CIS.