Чемпионат мира по ралли: грязная развязка
Хорошо быть Микко Хирвоненом. Летать по миру за счет компании Ford, пилотировать мощную и послушную Fiesta RS, выиграть полтора десятка ралли, воспитывать пару прекрасных (в этом возрасте они все прекрасные) сыновей... Но есть несколько дней в году, когда даже самые отпетые фанаты гонок не поменялись бы местами с финнским раллистом - это когда до решающей гонки остается пара дней, бороться за титул предстоит с Себастьяном Лебом, а вокруг стоит десяток журналистов, в микрофоны и диктофоны которых обязательно надо что-то сказать...
Проблема в том, что ничего нового тут не скажешь: Леб и Хирвонен уже не раз бились друг с другом за титул, заканчивалось это каждый раз одинаково (победой француза), Микко уже по три раза повторил подходящие к этому случаю слова - и теперь ему остается только цитировать самого себя. «Непобедимых гонщиков нет», «Как только я пойму, что Леба нельзя победить - уйду из гонок», «Задача очень сложная, но нам по силам ее решить» - этими хирвоненскими мантрами журналисты в былые сезоны уже пачкали бумагу, и накануне очередного Ралли Великобритании легко могли бы скопировать нужное из своих же статей.
Вторая проблема в том, что накануне решающей гонки - которая, впрочем, уже стартовала в четверг и продлится до воскресенья - все козыри на руках у Леба. Начать с того, что разница в 8 очков (а за победу на этапе WRC дают 25) слабо отражает превосходство француза над финном и Citroen над Ford по ходу сезона. Ярче всего эта разница проявилась в Финляндии: Леб выиграл домашнюю для Хирвонена гонку и довел отрыв в чемпионате до 36 очков.
Потом этот отрыв сократился до нуля вследствие трех неудач француза: прокол не дал выиграть Ралли Германии, австралийская гонка была испорчена неслабой аварией, а французская - сходом из-за поломки мотора. Хирвонену, с одной стороны, все это было в плюс - позволило сократить отрыв до нуля. С другой - надеяться, что на Леба в решающих двух гонках свалится какая-то очередная беда, было уже глупо. И предпоследний этап в Испании француз выиграл с большим по раллийным меркам отрывом в две минуты.
Можно возразить, что в Испании участники чемпионата мира сражались на асфальте - покрытии, удобном для Леба и неудобном для Хирвонена. Ралли Великобритании, наоборот, проходит большей частью на грунте, причем в его особо непривлекательной версии. Дороги в Уэльсе чаще всего не успевают просохнуть после дождей и становятся особо скользкими - при том что скорости на местных дорогах можно развить приличные.
Но последние сезоны наглядно продемонстрировали, что грунт Лебу не помеха: на счету француза - три победы в Великобритании против одной-единственной у финна. Самый яркий пример - развязка чемпионата 2009 года. Хирвонен приехал на последнюю гонку лидером чемпионата с преимуществом в одно очко, поначалу борьба между лидерами Citroen и Ford была весьма плотной - но в субботу француз буквально сокрушил соперника, отыгрывая у того чуть ли не по секунде с километра на спецучастках Хафвей и Крихан. За полдня разрыв вырос до минуты - и народная финская полька Хирвонена в очередной раз была спета.
Впрочем, есть один момент, который может вселить в команду Ford и ее болельщиков определенный оптимизм. Если в программе ралли есть дороги, по которым никто из участников гонки еще не ездил, Хирвонен на таких дорогах обычно очень быстр. Именно финн одержал победы на недавних ралли в Норвегии, Польше и Иордании, впервые проводившихся как этапы чемпионата мира и бывших в новинку для большинства пилотов заводских команд. А ведь около половины дистанции нынешнего Ралли Великобритании проходят по дорогам, которые чемпионат мира не навещал уже лет пятнадцать.
Самый первый спецучасток гонки Грейт Орме «отдыхал» и вовсе тридцать лет - с 1981 года. Причем эти хорошо забытые раллистами дороги никак не назовешь безобидными. Спецучастки Диви Вест, Диви Ист (раньше это был единый доп, считавшийся лучшим за всю историю ралли - но его пришлось «расчленить», чтобы живущие посередине люди не оказались запертыми в своих домах) и Давнант традиционно считаются самыми грязными и скользкими - при том что изобилуют среднескоростными и быстрыми поворотами. Дороги проложены в лесной местности, поэтому характерным элементом пейзажа становятся кучи бревен, подготовленных к вывозу лесозаготовительными компаниями. Завидев эти бревна, водителю надо быть вдвойне осторожным: и дело не только в том, что возрастает цена ошибки - известно, что перевозящая лес техника имеет способность делать просто скользкий грунт невероятно скользким.
Правда, и в этой истории есть свои нюансы. Все «хорошо забытые» спецучастки гонщики должны отъездить за четверг и пятницу - а Микко Хирвонен в предстартовых интервью заявил, что в первые дни гонки рисковать не собирается. И гнать на всю железку начнет в субботу, а то и вовсе в воскресенье. Но в воскресной программе - три спецучастка: коротенький (4,3 км) Монумент и те самые «смешанные» (грунт чередуется с грунтом) Хафвей и Крихан, где Леб уложил Хирвонена на лопатки два года назад...
Запас в восемь очков означает, что французу для завоевания очередного, уже восьмого по счету чемпионского титула необязательно быть быстрее своего соперника. Даже если Хирвонен финиширует первым и покажет первое время на т.н. powerstage (самый последний спецучасток, за который трое самых быстрых экипажей получают очки в общий зачет), Лебу достаточно быть вторым, чтобы при равенстве очков выиграть чемпионат за счет большего количества побед. Конечно, Хирвонену рано падать духом – ведь на гонках может случиться все что угодно. Но в победу финна как-то с трудом верится, когда на вопрос «Чувствуете ли Вы себя сильнее по сравнению с решающей гонкой 2009 года?» гонщик отвечает: «Думаю, да – теперь я более расслаблен и не испытываю такого сильного прессинга как раньше» Может быть, все это отговорки – а может, Микко сам уже не особо верит, что может одолеть семикратного чемпиона?